В России зарегистрирован препарат для лечения раннего HER2-положительного рака молочной железы

В России зарегистрирован препарат для лечения раннего HER2-положительного рака молочной железы

16.08.2019
Новости Лекарства и БАД
  • Министерство здравоохранения РФ одобрило новое показание к применению препарата трастузумаб эмтанзин.
  • В клинических исследованиях препарат вдвое снизил риск рецидива при адъювантной терапии пациентов с ранним HER2-положительным раком молочной железы и инвазивной остаточной опухолью после неоадъювантной терапии таксаном и трастузумабом.

Компания «Рош» сообщает о регистрации в России нового показания к применению трастузумаба эмтанзина (торговое наименование Кадсила®). Препарат может быть назначен в качестве адъювантной терапии пациентов с ранним HER2-положительным раком молочной железы и инвазивной остаточной опухолью после неоадъювантной терапии таксаном и трастузумабом. Обновленная инструкция по применению трастузумаба эмтанзина одобрена Министерством здравоохранения РФ и опубликована на портале Государственного реестра лекарственных средств[1].

Новое показание основано на результатах исследования III фазы KATHERINE, которое показало, что трастузумаб эмтанзин на 50% снижает риск рецидива инвазивной злокачественной опухоли молочной железы или смерти от любой причины по сравнению c адъювантной терапией трастузумабом у пациентов с ранним HER2-положительным раком молочной железы с инвазивной остаточной опухолью после неоадъювантной терапии таксаном и трастузумабом[2].

По данным трехлетнего наблюдения в исследовании, у 88,3% пациентов, получавших трастузумаб эмтанзин, не было рецидива рака молочной железы по сравнению с 77% пациентов, получавших трастузумаб. Абсолютное улучшение составило 11,3%[3]. Прогноз у пациентов, имеющих остаточную опухоль после проведенной неоадьювантной терапии, хуже, чем у пациентов, достигших полного патоморфоза[4],[5].

«Одобрение нового показания к применению трастузумаба эмтанзина — это значительный прогресс в лечении HER2-положительного рака молочной железы в России, — говорит Екатерина Фадеева, медицинский директор АО «Рош-Москва». — Снижая риск рецидивов заболевания, врачи приближаются к заветной цели — добиться излечения для каждой пациентки с ранней стадией рака молочной железы».

Повышение шансов на излечение является главной задачей в терапии раннего HER2-положительного рака молочной железы, которая может включать применение лекарственной терапии до и после операционного вмешательства[6],[7]. Несмотря на достигнутый прогресс, у многих пациентов наблюдаются рецидивы заболевания в долгосрочной перспективе[8]. Неоадъювантную терапию проводят перед хирургическим вмешательством с целью уменьшения опухолевой массы и улучшения отдаленных результатов лечения и оценки чувствительности опухоли к проводимому лечению[9]. Адъювантная терапия проводится после операции и направлена на устранение оставшихся в организме опухолевых клеток, снижая тем самым риск рецидива онкологического заболевания[10].

Трастузумаб эмтанзин — это конъюгат моноклонального тела трастузумаб с химиопрепаратом эмтанзин, разработанный для доставки химиопрепарата непосредственно в HER2-положительные опухолевые клетки, потенциально ограничивая повреждение здоровых тканей[11],[12]. Препарат впервые зарегистрирован в России в 2015 году для применения в лечении HER2-положительного метастатического рака молочной железы[13].

Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрило заявку на регистрацию трастузумаба эмтанзина по нынешнему показанию в мае 2019 года, перед этим присвоив препарату статус «прорывной терапии», который призван ускорить разработку и исследования лекарственных средств для лечения опасных для жизни заболеваний[14].

Рак молочной железы

В России рак молочной железы занимает первое место по распространенности, на него приходится 21,1% среди всех злокачественных опухолей у женщин[15]. По данным на конец 2017 года, на учете с этим диагнозом находились 669 636 человек[16]. В 15-20% случаев диагностируется HER2-положительный рак молочной железы, клетки которого содержат рецепторы второго эпидермального фактора роста (HER2)[17]. Заболевание характеризуется агрессивным клиническим течением.

Об исследовании KATHERINE

KATHERINE — международное, многоцентровое, рандомизированное, открытое исследование фазы III по оценке эффективности и безопасности препарата трастузумаб эмтанзин по сравнению с препаратом трастузумаб в качестве адъювантной терапии у пациенток с HER2-положительным ранним раком молочной железы, у которых имеется инвазивная остаточная опухоль в молочной железе и/или подмышечных лимфатических узлах после проведенной неоадъювантной терапии, которая включала трастузумаб и химиотерапию таксанами. Первичной конечной точкой является iDFS, в данном исследовании этот показатель определяется как время от рандомизации до рецидива инвазивного рака молочной железы или смерти от любой причины. Вторичные конечные точки включают выживаемость без признаков болезни и общую выживаемость.

О препарате трастузумаб эмтанзин

Трастузумаб эмтанзин (Кадсила®) — это конъюгат моноклонального тела трастузумаба с химиопрепаратом эмтанзин, разработанный для проведения мощной химиотерапии непосредственно в HER2-положительных опухолевых клетках, потенциально ограничивая повреждение здоровых тканей[18],[19]. Препарат выпускается в форме лиофилизата для приготовления концентрата для приготовления раствора для инфузий 100 мг и 160 мг. В России зарегистрирован к применению в следующих показаниях:

  • Лечение пациентов с метастатическим HER2-положительным раком молочной железы, ранее получавших лечение трастузумабом и таксаном (последовательно или в комбинации), которые получали предшествующее лечение метастатического заболевания или у которых произошло прогрессирование заболевания во время или в течение 6-ти месяцев после завершения адъювантной терапии.
  • Адъювантная терапия пациентов с ранним HER2-положительным раком молочной железы и инвазивной остаточной опухолью после неоадъювантной терапии таксаном и трастузумабом.

О конъюгатах антитело-препарат

Конъюгаты антитело-препарат представляют собой новый класс таргетной терапии рака. Они сочетают в себе моноклональное антитело и цитотоксический агент. В отличие от традиционной химиотерапии, действующей не избирательно и поражающей, в том числе, здоровые клетки, что обусловливает их высокую токсичность, конъюгаты антитело-препарат нацелены на опухолевые клетки, идентифицируемые конкретной молекулярной мишенью —специфическими белками на их поверхности. Моноклональное антитело связывается с этими белками и запускает процесс внедрения в клетки токсина. Благодаря этому достигается максимальная гибель опухолевых клеток, в то время как воздействие на нормальные клетки сводится к минимуму[20],[21].

«Рош» в лечении HER2-положительного рака молочной железы

Более 30 лет компания «Рош» ведёт исследования гена HER2 и стремится к улучшению здоровья, повышению качества жизни и выживаемости пациентов с ранними и поздними стадиями HER2-положительного заболевания. Компания «Рош» разработала три инновационных препарата, которые помогли трансформировать лечение HER2-положительного рака молочной железы: трастузумаб (Герцептин®), пертузумаб (Перьета®) и трастузумаб эмтанзин (Кадсила®). Препараты назначаются по результатам диагностического теста на экспрессию HER2, который помогает определить вероятность ответа на терапию у каждого пациента.

О компании «Рош»

«Рош» — глобальная инновационная компания в области фармацевтики и диагностики, которая использует передовую науку, чтобы улучшить жизни людей. Объединение фармацевтического и диагностического подразделений позволяет «Рош» быть одним из лидеров в области персонализированной медицины — стратегии, направленной на разработку эффективных медицинских решений для пациентов, с учетом индивидуальных особенностей каждого.

«Рош» — один из крупнейших производителей биотехнологических лекарственных препаратов для лечения онкологических, аутоиммунных, инфекционных и офтальмологических заболеваний и нарушений центральной нервной системы. Компания также является одним из лидеров в области диагностики in vitro и гистологической диагностики онкологических заболеваний, а также пионером в области самоконтроля сахарного диабета.

«Рош» была основана в 1896 году. На протяжении своей истории она продолжает искать новые возможности профилактики, диагностики и лечения заболеваний и вносит значимый вклад в общественное развитие. Компания также стремится улучшить доступ пациентов к медицинским инновациям, работая со всеми заинтересованными сторонами. Более 30 препаратов «Рош», в том числе жизненно важные антибиотики, противомалярийные и противоопухолевые препараты, включены в Примерные перечни основных лекарственных средств ВОЗ. Кроме того, деcять лет подряд компания «Рош» признается лидером в сфере фармацевтики, биотехнологий и медико-биологических наук по показателям устойчивости индекса Доу-Джонса.

Группа компаний «Рош», штаб-квартира которой расположена в Базеле, Швейцария, имеет представительства более чем в 100 странах мира. В компании работают более 94 000 человек. В 2018 году инвестиции «Рош» в исследования и разработки составили 11 млрд швейцарских франков. «Рош» полностью принадлежит компания Genentech, США, а также контрольный пакет акций компании Chugai Pharmaceutical, Япония. Дополнительную информацию о компании «Рош» в России можно получить на сайте www.roche.ru.

Все товарные знаки, используемые или упомянутые в этом сообщении, защищены законом.


  1. Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата Кадсила®. Государственный реестр лекарственных средств, https://grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx.. Доступ: 15.08.2019 г.
  2. Minckwitz G, et al. N Engl J Med. 2018; DOI: 10, 1056 / NEJMoa1814017.
  3. Там же.
  4. Cortazar P, et al. Lancet. 2014;384(9938):164-72.
  5. Gianni L, et al. Lancet. 2016;17(6):791-800.
  6. Scharl A, et al. Geburtshilfe Frauenheilkd. 2015; 75 (7): 683-91.
  7. Johns Hopkins Medicine. Neoadjuvant and Adjuvant Chemotherapy. http://www.hopkinsmedicine.org/breast_center/treatments_services/medical_oncology/neoadjuvant_adjuvant_chemotherapy.html.
  8. Slamon D, et al. BCIRG 006 trial. Presented at: SABCS; 2015 Dec 6-10; San Antonio, TX, USA. Abstract #S5-04.
  9. Johns Hopkins Medicine. Neoadjuvant and Adjuvant Chemotherapy. http://www.hopkinsmedicine.org/breast_center/treatments_services/medical_oncology/neoadjuvant_adjuvant_chemotherapy.html.
  10. Там же.
  11. Hurvitz SA, et al. J Clin Oncol. 2013;31(9):1157-63.
  12. Verma S, et al. N Engl J Med. 2012;367(19):1783-91.
  13. Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата Кадсила®. Государственный реестр лекарственных средств, https://grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx. Доступ: 15.08.2019 г.
  14. US Food and Drug Administration. Breakthrough Therapy. [Internet; cited April 2019]. https://www.fda.gov/ForPatients/Approvals/Fast/ucm405397.htm.
  15. Злокачественные новообразования в России в 2017 году (заболеваемость и смертность). Под редакцией А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. Москва, 2018.
  16. Там же.
  17. Wolff AC, et al. J Clin Oncol. 2013; 31 (31): 3997-4013.
  18. Hurvitz SA, et al. J Clin Oncol. 2013;31(9):1157-63.
  19. Verma S, et al. N Engl J Med. 2012;367(19):1783-91.
  20. Ducry L. Antibody-drug conjugates: linking cytotoxic payloads to monoclonal antibodies. Bioconjug Chem. 2010; 21:5 - 13.
  21. ADC Review. What are antibody-drug conjugates? https://adcreview.com/adc-university/adcs-101/antibody-drug-conjugates-adcs. Доступ: 29.07.2019 г.