В семи российских клиниках появились роботы с помощью которых врачи проводят операции по излечению рака простаты

В семи российских клиниках появились роботы с помощью которых врачи проводят операции по излечению рака простаты

05.03.2010
Новости Медицинские центры

В семи российских клиниках появились роботы стоимостью $3–5 млн, с помощью которых врачи проводят операции по излечению рака простаты. Использование такой техники позволяет сохранить после операции у пациентов сексуальную функцию.
Главный уролог Минздравсоцразвития Дмитрий Пушкарь отчитался перед журналистами о проведении с помощью робота ста успешных урологических операций. Все они прошли в московской клинической больнице № 50. На сегодняшний день 80% прооперированных - жители Москвы и Московской области. Но это не просто 100 спасенных жизней, это сто больных, ставших здоровыми и оставшихся мужчинами в полном смысле слова.
Хирургические операции с помощью так называемых «нежных» роботов в мире начали проводить с 1995 года. Технология пришла из армии США. В 2001 году американские врачи прооперировали первого пациента в Германии (на тот момент в CША технология с использованием робото-системы da Vinci не была зарегистрирована в контрольном ведомстве FDA). Сейчас в хирургических клиниках США работают более 1000 таких систем, в Евросоюзе - более 436. Лучше других государств оснащены суперроботами клиники Швеции, Бельгии, Чехии. На сегодня стоимость системы (возможны разные комплектации) в среднем составляет $3–5 млн.
В России первый подобный комплекс появился в 2007 году в Екатеринбурге, затем их приобрели для клиник в Москве (три комплекса), в Санкт-Петербурге (два комплекса) и Ханты-Мансийске. Всего на сегодняшний день в стране работает семь комплексов. С использованием суперроботов удобно проводить хирургические вмешательства в области гинекологии и урологии, «хирургии живота» и малого таза, кардиохирургии, хирургии головы и шеи.

Сотня мачо от Пушкаря
За последние 10 лет количество заболеваний раком простаты в России, по данным Минздравсоцразвития, выросло на 160%. «Причину урологи видят в малоподвижном образе жизни, употреблении животных жиров»,- рассказал главный уролог страны Дмитрий Пушкарь. Сказывается и улучшение диагностики.
Эта мужская болезнь поражает в основном мужчин после 50 лет. Рак простаты составляет 16% всех онкозаболеваний у мужчин. Примерно 30% опухолей удается локализовать, в таких случаях у пациента есть шанс на полное выздоровление. Урологи говорят, что шанс каждого мужчины заболеть раком простаты равен 10%. Если в семье уже был такой больной, вероятность резко возрастает.

Надо знать
В начальной стадии болезни пациент ничего не чувствует. Поэтому после 50 лет каждый мужчина должен проверяться - раз в год посещать уролога, предварительно сделав специализированный анализ крови (ПСА). При измененных показателях показана биопсия простаты, дабы исключить болезнь. Лечение есть как традиционное, так и суперсовременное с использованием робото-систем da Vinci.

Врач или робот?
Когда операцию проводит робот, операционная выглядит удивительно. В ней темно, голова пациента низко опущена. Нет привычных инструментов, только робот-манипулятор, которым управляет врач.
После операции по поводу рака простаты пациент уже через 4–5 дней выписывается из клиники. Он не становится инвалидом, может работать, в 65–75% случаев (такова международная статистика) врачам удается сохранить сексуальную функцию. Противопоказания - нелокализованная опухоль и возраст старше 75 лет.
«У меня после первой операции было впечатление одиночества,- рассказал хирург-уролог Владимир Дьяков.- Обычно по нескольку часов работаем у операционного стола бригадой, голова к голове, а здесь показалось, что я один. И один за все отвечаю…».
«А я лично все время думал: я с этой техникой совладаю или она со мной?»,- добавляет Дмитрий Пушкарь.

Как я работала хирургом
На встрече каждый желающий мог сесть за пульт управления робото-системой и попробовать себя в качестве хирурга. Вставляешь по два пальца каждой руки в манипулятор, смотришь в окуляры и можно перемещать кольца с одного объекта «мужской формы» на другой, вроде как в игре «серсо».
Руками хирург опирается на консоль, работает, что непривычно, сидя. Все кольца я надела на муляжи точно, но когда на экране начали демонстрировать фильм о реальной операции с 10-кратным увеличением, поняла что поднять руку, даже с супер-точными робото-щипцами, на «мужское достоинство» - это не для слабонервных.
«В нашей клинике сформированы три полноценные бригады для работы с комплексом da Vinci,- рассказывает Дмитрий Пушкарь,- Подобные технологии имеет смысл применять, когда речь идет об операциях, при которых возможно сохранения функциональных возможностей пациента. А, скажем, при операциях по удалению матки или почки технологии не оправданы ни медицински, ни экономически. Стреляем из пушек по воробьям».
Главный уролог рассказал, что оперируют пациентов бесплатно, но без помощи федерального бюджета ни одному специализированному центру сегодня не обойтись. Возникают не только экономические проблемы.

Учись, доктор!
По мнению Дмитрия Пушкаря, молодой врач сегодня - это, к сожалению, зачастую малообразованный человек, в отличие от выпускника американского или европейского медицинского вуза. А инновации доступны лишь образованному человеку. Наша страна - единственная в мире, где урологии учат два года вместо шести, это снижает качество образования. С появлением робото-систем в хирургии напрямую встают вопросы обучения врачей.
Сегодня таких - уровня Дмитрия Пушкаря - наберется едва ли десяток на всю страну. Нужна система отбора больных, поскольку операция с такими технологиями показана не всем. Нужна готовность клиники, а персонал (особенно это касается медсестер, работающих на таком высокотехнологичном оборудовании) должен знать английский язык.
Кстати, врачи и сестры, работающие сейчас с da vinci, учились в Европе. Сначала на усыпленных животных, потом оперировали вместе с западными коллегами. Лишь с 2008 года в РФ хирурга-урологи начали самостоятельные операции с использованием робото-системы.

Чем лучше традиционной операции?
Отбор больных для операции с помощью робото-систем уже 10 лет как упрощен во многих странах. Подобные программы работают, в том числе, и в странах Восточной Европы. Многие преимущества таких дорогих, но щадящих больного человека технологий много лет как доказаны. Что касается больного раком простаты, то робото-операция решает сразу три проблемы: пациент излечивается от рака и не становится инвалидом. Ему не нужно будет жить с мочесборником, так как сохраняется удержание мочи. И, что немаловажно, у зрелого мужчины сохраняется эректильная функция в 65–75% случаев.
По сравнению с открытой операцией или операцией с использованием компьютера, использование системы da Vinci дает врачу трехмерное видение органов и поля операции, позволяет хирургу досконально видеть сосудисто-нервные пучки органа, поскольку только при их сохранении после операции возможно оставить мужчину мужчиной. Опухоль и окружающие ее структуры иссекаются хирургом тщательно и бережно, минимально смещаются и травмируются мочевой пузырь и окружающие органы.

Проснулся и… ушел
Для больного это означает меньше боли после операции и меньшую кровопотерю во время нее. Срок госпитализации становится короче, быстрее происходит восстановление пациента. Поскольку размер раны меньше, то и риск инфекции ниже. Уменьшается и размер послеоперационных рубцов. Достоверно доказано, что во многих случаях наступает лучший онкологический результат, реже фиксируется нарушения эрекции и недержание мочи. Также известно, что технология снижает смертность от рака простаты.
«Да нормально я себя чувствую,- ответил на вопрос GZT.RU бывший пациент Пушкаря, 53-летний Михаил (имя изменено).- Сексуальная функция сохранена, но не злоупотребляю. А про операцию уже и забыл через несколько дней».

Издержки
Есть ли отрицательные стороны у операции с помощью робота? Есть. У врача нет тактильных ощущений, поясняют хирурги. Нельзя «пощупать», как проведено иссечение опухоли. При освоении технологии время операции удлиняется, нужно время на обучение персонала. Выполняется не один разрез, а 4–6 разрезов по 1,5 см. Технология пока дорогая, а мировой опыт исчисляется только 10 годами. Но специалисты прогнозируют, что когда в мире закончится монополия в производстве подобных комплексов, произойдет и снижение цены на них.