Вопросы обучения среднего медицинского персонала обсудили Ассоциация IMEDA и представители профессионального сообщества

Вопросы обучения среднего медицинского персонала обсудили Ассоциация IMEDA и представители профессионального сообщества

19.04.2012
Пресс-релизы

Вопросы повышения эффективности системы здравоохранения с точки зрения обучения среднего медицинского персонала, мировой и российский опыт в этой области, проблему необходимости реформирования законодательства и конкретные примеры применения современных технологий обучения на базе специализированных тренинговых центров обсудили в ходе пресс-завтрака представители профессионального медицинского сообщества и освещающие медицинскую проблематику журналисты. В качестве спикеров на встрече выступили Исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA Александра Третьякова, Главный внештатный специалист Министерства Здравоохранения и Социального развития по организации сестринского дела в Центральном Федеральном округе РФ Татьяна Коваленко, представители компаний Medtronic, Johnson&Johnson, BD и 3M.
Все присутствовавшие спикеры подчеркнули в своих выступлениях важность привлечения внимания государственной власти и общественности к необходимости реформирования российской образовательной системы в области здравоохранения в соответствии с мировыми тенденциями. В частности, по мнению спикеров, в стране назрела необходимость изменения существующей парадигмы обучения среднего медицинского персонала. Как известно, в рамках национального проекта «Здоровье» с 2006 года только на высокотехнологичную медицинскую помощь в России было потрачено более 100 млрд рублей. Однако комплектование медицинских учреждений современным высокотехнологичным оборудованием требует повышенного внимания к вопросам обучения персонала работе с такой техникой. Сегодня роль и задачи среднего медицинского персонала в России существенно изменились: медицинской сестре необходимо уметь не только ухаживать за больными и стерилизовать инструменты, но и правильно и эффективно обращаться с современным оборудованием.
Модератор мероприятия, исполнительный директор Ассоциации IMEDA Александра Третьякова, в частности, заметила: «Программа модернизации и все сопутствующие проекты, которые запущены сейчас в российской системе здравоохранения, не закончатся к 2013 году, - они, по нашему мнению, только начнутся. После того, как медицинские учреждения получат высокотехнологичное оборудование, расходные материалы, придет время перекраивать технологические процессы, процессы оказания помощи, и встанет вопрос о том, способны ли медицинские учреждения использовать эти технологии и оборудование в том объеме, в котором они должны использоваться. Необходимо задаться вопросом, готов ли средний медицинский персонал к полноценному использованию высокотехнологичного оборудования, чтобы оно служило на благо пациентов, чтобы врач мог быть спокоен, что это оборудование в порядке и работает корректно? Мы считаем, что крайне важно четко понимать связь между финансовыми и технологическими изменениями и теми кадровыми задачами, которые встанут перед здравоохранением».
Важным тезисом, прозвучавшим во время мероприятия, стал также вопрос внедрения в России практики непрерывного обучения работников системы здравоохранения, в частности среднего медицинского персонала, и признания обучающих программ производителей оборудования полноценным элементом этой системы.
Главный внештатный специалист Министерства Здравоохранения и Социального развития по организации сестринского дела в Центральном Федеральном округе РФ Татьяна Коваленко так прокомментировала этот вопрос: «К профессиональному образованию сегодня сама жизнь предъявляет другие требования, и программы как основного, так и дополнительного образования должны обеспечивать возможность мобильного включения новой информации, потому что сейчас в практическое здравоохранение внедряется большое количество оборудования, лекарственных средств, новых методов оказания помощи, и медицинские организации и образовательные учреждения с трудом успевают за такими темпами. Поэтому, безусловно, очень важна система непрерывного образования».
Ассоциация IMEDA выступает за комплексный подход к вопросам обучения среднего медицинского персонала в Российской Федерации и стремится сфокусировать внимание профессиональной общественности на очевидных преимуществах внедрения в стране непрерывного цикла обучения медицинских работников как для самой системы, так и для конечных получателей услуг в области здравоохранения – пациентов. Участники пресс-завтрака выступили с инициативой подготовить от имени Ассоциации IMEDA письмо в Минздравсоцразвития о необходимости введения в реестр медсестер дополнительной квалификации «Техник операционных залов» и организации дополнительных программ подготовки таких техников.
Директор по стратегическому развитию бизнеса Johnson&Johnson Ольга Верещагина подчеркнула важность мероприятия: «Особенная ценность сегодняшнего мероприятия в том, что все участники не только констатировали наличие проблем в вопросах подготовки медицинского персонала для оказания высокотехнологичной помощи, но и предложили практические пути их решения».
Генеральный директор Medtronic в России Елена Плясунова отметила: «Одна из наших задач как поставщика медицинских технологий заключается не только в том, чтобы предложить инновационные решения, которые способствуют восстановлению здоровья пациентов и помогают снизить издержки и добиться высокой эффективности в масштабах всей системы здравоохранения, но и обучить врачей надлежащему использованию наших продуктов и методов лечения, ведь наш успех во многом зависит от их способности точно и эффективно осуществить лечение. Наши обучающие центры оборудованы по последнему слову техники, оснащены помещениями для чтения лекций, учебными площадками для практических занятий и техническими средствами. С 2005 года в нашем центре прошло обучение более 10 тысяч российских врачей, а в июне этого года мы планируем провести первый курс «Основы катетеризационных лабораторий» для среднего медицинского персонала в Москве».
Светлана Лоскутова, менеджер по маркетингу медицинских хирургических систем компании BD добавила: «В России по историческим причинам сложились условия, при которых медицинский персонал долгое время не имел доступа к современным медицинским практикам. Компания BD во всем мире, и Россия не исключение, предлагает учреждениям здравоохранения не только продукты, но и клиническую поддержку для пользователей нашей продукции. Медицинские сестры по сути своей профессии должны владеть техникой катетеризации вен, но, в большинстве случаев, не могут самостоятельно преодолеть силу привычки или страх перед использованием новых для них методик, отдавая предпочтение использованию стальной иглы. Мы регулярно проводим образовательные семинары для сестринского персонала, направленные на их обучение современным практикам обеспечения и поддержания периферического венозного доступа посредством катетера. Новые медицинские технологии и методы лечения требуют высокого профессионализма среднего медицинского персонала. Совершенствование образования медицинских сестер – это неотъемлемая составляющая модернизации системы здравоохранения».
Юридическую сторону вопроса прокомментировал директор по правовым вопросам компании «3М Россия» Алексей Завалев: «Принятие нового закона было необходимо, так как он направлен на защиту интересов пациентов от избыточного влияния производителей и поставщиков медицинских изделий, на полное и объективное информирование пациента обо всех аспектах лечения.
Закон призван создавать объективные и равные условия, запрещает медицинскому персоналу стимулировать сбыт определенной продукции и, более того, использовать в лечении бесплатные образцы продукции от производителей.
Тем не менее, положения закона сформулированы таким образом, что помимо запрета очевидных злоупотреблений, он одновременно, по сути, блокирует нормальную работу производителей медизделий – проведение обучающих мероприятий для медицинского персонала по использованию нового оборудования и технологий, тестирование новинок и так далее.
В условиях существенной нехватки среднего медицинского персонала в лечебных учреждениях и, как следствие, нехватки времени на повышение их квалификации, с одной стороны, и налагаемые новым законом существенные ограничения на продвижение инноваций, с другой, ставят под вопрос предоставление современной и своевременной медицинской помощи тем самым гражданам, на охрану здоровья которых новый закон и нацелен».