Защита медицинского персонала при работе с кровью требует современных технологических и организационных решений

Защита медицинского персонала при работе с кровью требует современных технологических и организационных решений

11.09.2013
Пресс-релизы

11 сентября 2013 года в г. Волгоград прошла первая областная конференция анестезиологов-реаниматологов, в рамках которой, в частности, были рассмотрены актуальные вопросы безопасности персонала от инфицирования гемоконтактными инфекциями. Компания BD (Бектон, Дикинсон энд Компани), применяющая свои ноу-хау, ресурсы и технологии для обеспечения безопасности медицинских работников и предотвращения распространения инфекций, связанных со здравоохранением, оказала экспертно-информационную поддержку мероприятию.
Наиболее опасные для жизни медработника ситуации – это непосредственное повреждение кожных покровов использованной иглой, содержащей в себе кровь пациента, попадание крови пациента на кожу и слизистые медицинского работника. Среди медицинского персонала крайне распространены уколы, порезы и иные травмы, возникающие при выполнении «ручных» манипуляций со шприцами и иглами после выполнения инъекций, постановки капельницы на игле. Кроме того, манипуляции по «ручной» разборке шприцев и утилизации игл практикуются почти в 95% медицинских учреждениях Российской Федерации, а именно они представляют наибольший риск случайного укола и последующего заражения гемоконтактной инфекцией. Согласно данным исследований, проведенным на территории Российской Федерации, процедурные медицинские сестры находятся в группе максимального риска (71% из всех получивших травмы) и чаще всего они получают травмы в процедурном кабинете (47,1%) . На 100 манипуляций у медицинского сотрудника приходится 17 проколов перчаток без повреждения кожи и 9 проколов перчаток с повреждениями кожных покровов .
По данным разных международных исследований, при использовании современных безопасных полых игл частота случайных уколов медработников сокращается на 70-90%. Эти результаты оказались настолько впечатляющими, что в 2000 г. в США впервые в мире был принят специальный федеральный закон, обязывающий медицинские учреждения обеспечивать доступ своим сотрудникам к безопасным медицинским устройствам (Needlestick Safety and Prevention Act). На данный момент все лечебные учреждения, находящиеся на территории США, обязаны использовать только безопасные устройства, которые способны инаактивировать иглу после ее использования, а также устройства, предотвращающие разбрызгивание крови после извлечения иглы. С мая 2013 года действует директива Евросоюза EU 2010/32/EL, одной из целей которой является предотвращение возможных повреждений у медицинских работников колюще-режущими инструментами (в том числе и иглами для забора крови). Эта директива обязывает все страны Евросоюза внедрить комплекс мероприятий по предотвращению заражения в ЛПУ, включая переход на безопасные медицинские инструменты.
В России также существуют законы, направленные на улучшение ситуации в области обеспечения безопасности медицинского персонала. К примеру, Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прямо обязывает медицинские организации проводить мероприятия по снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний, внедрять безопасные методы сбора медицинских отходов и обеспечивать защиту от травмирования элементами медицинских изделий. Санитарные нормы и правила, которые и по сей день являются «библией» медицинской сестры, год назад были дополнены Методическими рекомендациями по обеспечению и поддержанию периферического венозного доступа, основанными на доказательной медицине. Кроме того идет активная работа по разработке отечественного Технического регламента колюще-режущих медицинских изделий.
В своем выступлении врач Либман Ольга Львовна, клинический консультант отдела Медицинских хирургических систем компании BD отметила следующие основные меры защиты медперсонала при работе с кровью:

  • Уменьшение количества острых предметов, используемых при оказании медицинской помощи в условиях стационара;
  • Отказ от практики проведения внутривенных инфузий с помощью полых игл, переход на использование внутривенных катетеров;
  • Использование так называемых «устройств безыгольного доступа» – специальных клапанов, позволяющих присоединять шприц или инфузионную линию без использования иглы;
  • Использование безопасных внутривенных катетеров, обеспечивающих не только защиту от случайного ранения иглой-проводником, но и от попадания крови на кожу или слизистые оболочки медицинского персонала;
  • Предоставление в достаточном количестве индивидуальных средств защиты, позволяющих избежать прямого контакта с кровью.

Задача профессионального сообщества – сформировать общественный интерес к защите медицинского персонала, которая напрямую связана с безопасностью пациента и качеством оказываемой медицинской помощи. Необходимо изменить отношение к проблеме руководителей лечебных учреждений, для которых эти вопросы, к сожалению, не стоят в приоритете, и самих медработников, которые часто недооценивают риск потенциального заражения. Безопасность медицинского работника по-прежнему остается очень актуальной темой для российского здравоохранения, а решение этого вопроса требует комплексного подхода: проведения профилактических мероприятий, наличия безопасных медицинских изделий в ЛПУ, а также четкого осознания самим сотрудником важности данной проблемы.