DSM Group: обзор аптечных продаж диагностических приборов
В 2016 году наиболее востребованными у покупателя в денежном выражении стали тест-полоски для глюкометра (41,6%), тонометры (33,3%) и тесты на беременность (11,9%). В упаковках на первом месте тесты на беременность (55%), на втором - тест-полоски для глюкометра (17,3%), замыкают тройку лидеров термометры (15,7%).
Диагностические приборы – одна из наиболее популярных групп аптечного ассортимента «Изделий медицинского назначения (ИМН)». Компания DSM Group выделяет «диагностические приборы и средства» в отдельную товарную категорию, дополнительно её сегментируя. В категорию «диагностических приборов и средств» включены 38 различных типов товаров.
В последние годы замечен неравномерный рост данной группы. Наибольшее увеличение стоимостного объёма (объёмы приведены в закупочных ценах аптек с НДС) наблюдалось в 2013 (+27,4% к прошлому году) и в 2015 годах (+18,2%). В 2016 году аптеки закупили «диагностических приборов и средств» на сумму 14 569,7 млн. рублей. В натуральном выражении с 2014 года происходило снижение объёма реализации данной категории с 53,6 млн. упаковок до 45,4 млн. в 2016 году.
«В 2016 году по сравнению с 2015 годом все наиболее популярные типы диагностических приборов и средств демонстрировали снижение объёмов закупок в упаковках. Максимальное сокращение «показали» бренды, входящие в группу «тест-полоски для глюкозы» (-30,2%), минимальное – «ланцеты» (-1,3%). В стоимостном выражении ситуация более позитивная: 3 типа приборов из ТОП-10 наиболее популярных увеличили свой объём закупок. Тесты на беременность продемонстрировали рост на 8,5% к цифрам 2015 года, ланцеты (+4,9%), тест-полоски для глюкометра (+4,6%). Наибольшее падение в стоимостном выражении так же, как и в натуральном, наблюдалось у тест-полосок для глюкозы (-24,1%)», - приводит данные генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
ТОП-10 типов диагностических приборов и средств по стоимостным и натуральным объёмам продаж, 2016 г.
Тип средства |
Доля, руб. |
Прирост 2016г/2015г |
Тип средства |
Доля, упак. |
Прирост 2016г/2015г |
|
ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОМЕТРА |
41,6% |
4,6% |
ТЕСТ НА БЕРЕМЕННОСТЬ |
55,0% |
-6,0% |
|
ТОНОМЕТР |
33,3% |
-1,7% |
ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОМЕТРА |
17,3% |
-4,0% |
|
ТЕСТ НА БЕРЕМЕННОСТЬ |
11,9% |
8,5% |
ТЕРМОМЕТР |
15,7% |
-8,8% |
|
ТЕРМОМЕТР |
5,7% |
-1,5% |
ТОНОМЕТР |
6,3% |
-7,8% |
|
ГЛЮКОМЕТР |
4,4% |
-5,5% |
ГЛЮКОМЕТР |
1,6% |
-9,3% |
|
ТЕСТ НА ОВУЛЯЦИЮ |
1,6% |
-1,6% |
ТЕСТ НА ОВУЛЯЦИЮ |
1,4% |
-24,5% |
|
ЛАНЦЕТЫ |
0,5% |
4,9% |
ЛАНЦЕТЫ |
1,2% |
-1,3% |
|
ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ |
0,4% |
-1,6% |
ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ |
1,0% |
-9,8% |
|
ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОЗЫ |
0,2% |
-24,1% |
ТЕСТ-ПОЛОСКИ ДЛЯ ГЛЮКОЗЫ |
0,1% |
-30,2% |
|
ТЕСТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ |
0,2% |
-7,2% |
ТЕСТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ |
0,1% |
-20,6% |
Глюкометры и тест-полоски для глюкометра в аптеках. Совокупно глюкометры и тест-полоски для глюкометра – наиболее популярный тип приборов, реализуемых в аптеках. В 2016 году они заняли 46% от объёма «диагностических приборов и средств». Основными игроками на данном рынке являются Johnson & Johnson и F.Hoffmann-La Roche, которые совокупно занимают 82,4% рынка (42,4% и 40% соответственно). Значительно отстают от лидеров в данном сегменте компании BAYER (10%) и отечественный производитель «Элта» (6,5%).
Тонометры в аптеках. В 2016 году на Российском рынке продавалось более 230 различных вариантов тонометров, которые производятся 32 компаниями. Наиболее популярным на отечественном рынке является «Тонометр M2 Basic Цифровой АС» компании Omron Healthcare (16,7%). Лидерами рынка уже несколько лет остаются две крупнейшие компании, которые занимают по 40% аптечного рынка тонометров: японские компании Omron и A&D. В натуральном же выражении лидирует компания A&D – 40,2%, тогда как Omron занимает 33,8% российского рынка.
Тесты на беременность в аптеках. Из 45 брендов, продаваемых в 2016 году в российских аптеках, наиболее популярным у потребителей стал бренд Evitest компании Helm Pharmaceuticals (53,1% стоимостного объёма). На втором месте с долей рынка 21,8% расположился продукт американской компании Procter & Gamble бренд Clear Blue. Frautest замыкает тройку лидеров с долей 13,9%.