Аптечные продажи средств для ухода за больными выросли на 19% за 1 квартал 2017 года
По данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, в первые 3 месяца 2017 года в аптеках страны было продано 8,2 млн. упаковок средств для ухода за больными на сумму 3,15 млрд. рублей (в розничных ценах).
«3,15 млрд. рублей и 8,2 млн. упаковок – это на 19% больше чем за аналогичный период 2016 года в рублях и на 19,3% в упаковках. При этом средневзвешенная стоимость одной упаковки средства для ухода за больными в розничных ценах по итогам первых трех месяцев 2017 года не изменилась и оставила 386 рубля», - отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Наибольший увеличение средневзвешенной стоимости упаковки средств для ухода за больными (среди ТОП-10) показали бренды Euron (+21,5%) и Molipants (21%). Такие бренды как Molinea и Seni отметились снижением стоимости (на 10% и 7% соответственно).
В настоящее время аптеки предлагают порядка 13 типов товаров, способных решить проблему ухода за больным. Наиболее востребованными являются урологические подгузники, которые занимают 58% в структуре продаж аптек в данном сегменте (на 0,6% меньше, чем в первом квартале 2016 года). 20,1% средств потребители тратили на приобретение урологических прокладок (против 18,1% в январе-марте 2016 года). 3 место по популярности в стоимостном выражении заняли урологические пеленки и простыни – 15,1% (доля упала на 0,4%).
Ассортимент урологических подгузников, реализуемых через аптечные сети, достаточно широк: было закуплено 150 торговых наименований 11 различных брендов.
Бесспорным лидером уже многие годы остается бренд Seni, доля которого по итогам первых трёх месяцев 2017 года составила 55,7% в стоимостном и 50% в натуральном выражении. Продажи данного бренда выросли на 10%. Бренд Depend активно наращивает объём реализации (+157,7% в рублях и 159,6% в упаковках), в результате чего доля рынка данного бренда в январе-марте 2017 года более чем в 2 раза превосходила аналогичных показатель первых 3 месяцев 2016 года. Бренд Tereza активно развивает свою продуктовую линейку за счет Terezamed, в результате он занял на 6 месте рейтинга по объёму продаж аптек в рублях
Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными «Урологические подгузники» за 1 квартал 2017 г.
Бренд |
Доля, руб. |
Прирост 3м 2017г./ 2016 г., руб. |
Доля, упак. |
Прирост 3м 2017г./ 2016г., упак. |
Seni |
55,7% |
9,9% |
50,0% |
13,7% |
Tena |
27,4% |
12,5% |
21,5% |
6,4% |
Molicare |
8,4% |
41,9% |
5,3% |
32,4% |
Depend |
3,8% |
157,7% |
4,7% |
159,6% |
Molipants |
2,9% |
54,4% |
16,8% |
27,1% |
Второе место по популярности у потребителей по праву принадлежит сегменту «Урологические прокладки», которые с каждым годом все больше набирают популярность (В 2012 году предпочтение данному сегменту отдавали 15,8% потребителей, а в 2017 уже 20,1%). Закупки средств данного сегмента возросли в первые 3 месяца 2017 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года на 32,7% в стоимостном и 28,7% в натуральном выражении. Ассортимент сегмента более узок: на рынке присутствует лишь 8 брендов, производимые 6 компаниями. Стоит отметить, что рынок урологических прокладок очень высоко концентрирован. Тройка лидеров занимает более 96% объёма продаж аптек. Лидером стоимостного рейтинга стал бренд Molimed (35% потребителей в январе-марте отдали свое предпочтение данному бренду). В рейтинге по натуральному объему продаж лидирует бренд Seni (доля рынка составила 40%).
Наиболее быстрорастущим брендом пятерки лидеров стал Euron: +130% в рублях. Однако в упаковках темпы прироста втрое меньше: 109,2%. Это говорит о том, что в основном рост происходил за счет увеличения средней цены одной упаковки.
Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными «Урологические прокладки» за 1 квартал 2017 г.
Бренд |
Доля, руб. |
Прирост 3м 2017г./ 2016 г., руб. |
Доля, упак. |
Прирост 3м 2017г./ 2016г., упак. |
Molimed |
35,3% |
52,0% |
29,4% |
39,7% |
Seni |
33,0% |
29,1% |
40,0% |
31,3% |
Tena |
27,7% |
15,0% |
26,8% |
12,8% |
Absorgyn |
1,9% |
49,5% |
1,6% |
47,7% |
Euron |
1,0% |
129,5% |
1,0% |
109,2% |
Третьей по ёмкости среди средств для ухода за больными являются «Впитывающие пеленки и простыни». Она занимает 15,1% рынка в стоимостном объеме и 18,6% в натуральном. Данная группа значительно выросла по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (15,6% в рублях и 15,8% в упаковках). Лидером в этой группе является бренд Seni, занимающий долю около 31% от объемов продаж группы в стоимостном выражении. При сравнении двух периодов максимальный рост принадлежит брендам Euron (52,8% в рублях и 33,2% в упаковка) и Molinea (+46% в рублях и 62,0% в упаковках), сокращение показал бренд Tena (-13% в рублях и -13,2% в упаковках).
Рейтинг основных брендов категории средств для ухода за больными «Впитывающие пеленки и простыни» за первый квартал 2017 г.
Бренд |
Доля, руб. |
Прирост 3м 2017г./ 2016 г., руб. |
Доля, упак. |
Прирост 3м 2017г./ 2016г., упак. |
Seni |
31,3% |
25,4% |
27,8% |
31,0% |
Tena |
30,7% |
-13,0% |
31,5% |
-13,2% |
Molinea |
21,6% |
46,0% |
12,8% |
62,0% |
Ангелина |
6,1% |
1,2% |
14,1% |
0,1% |
Euron |
5,0% |
52,8% |
6,5% |
33,2% |