Аптечные продажи контрацептивов растут
По данным DSM Group за январь-март 2017 года в аптеках было продано средств барьерной контрацепции на 4,5% меньше в стоимостном объёме, чем за первый квартал 2016 года, ранее рынок показывал рост в пределах от 9,5% до 32,2%.
«В натуральном выражении ситуация более позитивна: мы отметили рост на 2,3%, что является большим успехом после провала 2016 года (за первые 3 месяца 2016 года было приобретено на 21,6% меньше, чем за аналогичный период 2015 года). Таким образом, за первый квартал 2017 года ёмкость сегмента составила 3,6 млн. упаковок презервативов или 826 млн. рублей», - говорит эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
Основной особенностью сегмента является очень разнообразный и широкий ассортимент, который с каждым годом растет. За первый квартал 2017 года в аптеки Российской Федерации поступило 355 наименований презервативов, продаваемые под 38 брендами и производимые 35 корпорациями.
Производители средств барьерной контрацепции предоставляют большой выбор объёмов упаковок презервативов: упаковки от «№1» до «№100». 67% продаж аптек в натуральном выражении составляют средства барьерной контрацепции, выпускаемые в упаковке «№3». В стоимостном выражении лидирующее место занимает упаковка «№12», которая составляет 49% в структуре выручки аптек в категории средств барьерной контрацепции.
За первый квартал 2017 года в аптеках было приобретено 18,6 млн. штук презервативов, что на 1,5% больше, чем в аналогичном периоде прошлого 2016 года. При этом рост объёмов продаж в натуральном выражении в январе-марте 2017 года по сравнению с первыми 3 месяцами 2016 затронул только упаковки №1, 6, 10, 100. На третьем месте по популярности как раз находится упаковка «№1» - её доля составляет 9% и спрос увеличился на 114%.
«Средневзвешенная цена одной упаковки презервативов в ценах продажи по итогам первого квартала 2017 г. составила 230 рублей, что на 6,1% меньше, чем в аналогичном периоде 2016 года. Заметим, что снижение данного показателя обусловлено изменением структуры покупки презервативов (снижением доли популярной упаковки «№12»). Если же рассматривать цены на конкретные позиции, то практически по всем брендам наблюдается рост цен. В ТОП-10 брендов максимальный рост цен коснулся брендов Vizit (+9,6%) и Sico (+18,1%), падение роста цен было отмечено только у бренда Control (-4,9%)», - отмечает Сергей Шуляк.
В первом квартале 2017 года состав четверки лидеров рынка барьерной контрацепции в стоимостном выражении остался неизменным, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Бесспорным лидером уже долгое время является бренд Contex, который по итогам января-марта 2017 года занял 53,4% рынка, что на 21,6% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Durex же по объективным причинам сократил объём реализации на 48,6%, в результате чего потерял 18% рынка, однако смог удержаться на второй позиции с долей 20,9%. Продажи Vizit также снизились на 13,4%, при этом доля рынка компании в первом квартале 2017 года составила 9%. Со значительным отставанием от тройки лидеров на 4 позиции расположился бренд Sico (5,7%).
Также стоит отметить несколько брендов из ассортимента средств для барьерной контрацепции, предлагаемых аптеками, которые проявили недавно, но уже смогли войти в ТОП-10. Бренд PlayBoy занял 5 строчку и оттеснить вниз средства бренда Viva, несмотря на значительный рост популярности (+46%). Бренд «Спарта» - марка презервативов, принадлежащая компании «Стиль фарма», - попал на 8 место, правда доля его пока не превышает 1%.
Стоит напомнить, что в середине июня Росздравнадзор запретил продажу на территории Российской Федерации 11 видов продукции Durex из 13, так как они не были зарегистрированы в установленном порядке. Уже на следующий день после распоряжения надзирающих органов государственной власти о запрете продажи барьерной контрацепции, Durex внесла документы на регистрацию своих изделий. Благодаря этому с 22 сентября 2016 года на территории России допущены к обращению 8 торговых наименований Durex. Однако за такой срок компании не удалось вернуть прежние позиции, в результате чего за первые 3 месяца 2017 года было продано почти в 2 раза меньше презервативов данного бренда в рублевом выражении (в ценах закупки аптек).
Рейтинг брендов по стоимостным объёмам продаж, за 1 квартал 2017 г.
Рейтинг 3м 2016 |
Рейтинг 3м 2017 |
Бренд |
Доля рынка, 3м 2017 |
Прирост, 3м 2017г./3м 2016 г., % |
1 |
1 |
CONTEX |
53,4% |
21,6% |
2 |
2 |
DUREX |
20,9% |
-48,6% |
3 |
3 |
VIZIT |
9,0% |
-13,4% |
4 |
4 |
SICO |
5,0% |
-4,9% |
new |
5 |
PLAYBOY |
4,2% |
|
5 |
6 |
VIVA |
2,7% |
45,9% |
6 |
7 |
СЕНСЕКС |
2,1% |
49,3% |
new |
8 |
СПАРТА |
0,8% |
|
7 |
9 |
CONTROL |
0,4% |
6,9% |
12 |
10 |
MASCULAN |
0,3% |
355,8% |
В рейтинге натуральных объёмов продаж также на первых местах лидеры стоимостных рейтингов. Однако Durex уступил место Visit, опустившись на 3 позицию и потеряв 51,2% от натурального объёма продаж. Продажи в упаковках всех брендов, за исключением Durex и Sico (-17,7%), возросли. Также на рынке появился новичок – бренд Spring голландского производства, который смог завоевать 0,5% рынка. Презервативы марок Eros и «Гороскоп любви» покинули рейтинг.
Рейтинг брендов по натуральным объёмам продаж, за 2016 г.
Рейтинг 3м 2016 |
Рейтинг 3м 2017 |
Бренд |
Доля рынка, 3м 2017 |
Прирост, 3м 2017г./3м 2016 г., % |
1 |
1 |
CONTEX |
48,2% |
19,5% |
3 |
2 |
VIZIT |
13,5% |
8,4% |
2 |
3 |
DUREX |
12,5% |
-51,2% |
4 |
4 |
VIVA |
10,2% |
17,4% |
5 |
5 |
SICO |
5,1% |
-17,5% |
6 |
6 |
СЕНСЕКС |
3,9% |
38,8% |
new |
7 |
PLAY BOY |
2,4% |
|
new |
8 |
СПАРТА |
1,0% |
|
new |
9 |
SPRING |
0,5% |
|
8 |
10 |
CONTROL |
0,4% |
-5,8% |