Цена отложенной вакцинации

Цена отложенной вакцинации

05.04.2018
Новости Педиатрия

В Москве, 16-18 февраля 2018 года состоялся XX Конгресс педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии». Ведущие эксперты обсудили актуальные вопросы детского здоровья. Большой интерес специалистов вызвал симпозиум, посвященный практическим вопросам вакцинопрофилактики в России

Эксперты ответили на многочисленные вопросы аудитории о вакцинации групп риска, ложных противопоказаниях и необоснованных медицинских отводах. Специалисты поделились примерами из собственной практики, когда отсроченная вакцинация привела к трагическим последствиям, которых можно было избежать. Особый интерес у врачей-педиатров вызвала вакцинация от пневмококковой инфекции, так как именно это заболевание наиболее тяжело протекает у детей раннего возраста и вызывает такие опасные заболевания, как инвазивная пневмония, менингит и сепсис.

В национальный календарь профилактических прививок Российской Федерации вакцинация против пневмококковой инфекции была внесена относительно недавно, в 2014 году. Несмотря на это, эксперты признают значительный вклад вакцинации в снижение младенческой смертности. По словам академика РАН, профессора Лейлы Сеймуровны Намазовой-Барановой с 2014 по 2017 годы общая смертность детей до 1 года снизилась на 33%, а смертность детей до 1 года от пневмоний за этот период — на 48 %.[1]

В рамках Национального календаря профилактических прививок иммунизация против пневмококковой инфекции показана всем детям начиная с 2-х месячного возраста, чтобы успеть защитить детей до начала опасного периода. В силу тех или иных причин некоторые дети не могут быть вакцинированы, поэтому для создания иммунной прослойки крайне важно вакцинировать 95% детей первого года жизни в возрасте 2-х и 4,5 месяцев. Однако, по состоянию на конец 2016 года вакцинацией от пневмококковой инфекции было охвачено всего 75% детей, а ревакцинацию на втором году жизни получили только 41% маленьких пациентов[2]

Как показало недавнее анкетирование родителей во ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» МЗ РФ, лидирующим факторами недостаточной вакцинации детей традиционно являются низкая информированность о вакцинопрофилактике и неверное представление о противопоказаниях к вакцинации.

Татьяна Владимировна Куличенко, руководитель отделения неотложной педиатрии НИИ педиатрии, доктор медицинских наук, профессор, врач высшей категории, эксперт ВОЗ: «Противопоказаний к вакцинации от пневмококка очень немного: к постоянным противопоказаниями относятся: непереносимость компонентов вакцины, тяжелые реакции на предыдущее введение вакцины, к временным противопоказаниями относятся: период обострения хронических заболеваний и острое заболевание, после которого необходимо провести вакцинацию против пневмококка. Одно из самых распространенных заблуждений - медицинские отводы «часто болеющий ребенок», но кого как не их прививать в первую очередь».

К числу необоснованных медицинских отводов от вакцинации также относятся любые аллергические реакции, различные проблемы при рождении, в частности гипоксия, возраст до года, хронические заболевания вне обострения и многие другие. Повышение информированности врачей и родителей по-прежнему остается одним из важнейших этапов для возможности увеличения числа вакцинаций.

По словам экспертов, своевременная и правильная вакцинация не только может уберечь наиболее уязвимых членов общества от тяжелых инфекций, но и положительно повлиять на структуру заболеваемости. Применение 13-валентной вакцины предотвращает носительство наиболее опасных и устойчивых к антибиотикам штаммов микроорганизмов и снижает число тяжелых, угрожающих жизни инвазивных пневмококковых инфекций[3].

Лейла Сеймуровна Намазова-Баранова профессор, академик РАН: «Чтобы вакцинация была эффективной, требуется строгое соблюдение схемы. Надлежащая вакцинопрофилактика против пневмококковой инфекции при должном охвате позволяет защитить детей на 73-90%,. Для формирования коллективного иммунитета принципиально важен охват. Как пример, могу привести Норвегию, в которой эффективность вакцинации максимальна благодаря 100% покрытию».

Эксперты сходятся в едином мнении, что в вопросах здоровья детей, родители и врачи должны сотрудничать. Максимальное информирование, как врачей, так и родителей позволит снизить число необоснованных медицинских отводов, повысит доверие родителей к вакцинации, а как следствие обеспечит защитой самую незащищенную группу, наших детей. Опыт других стран наглядно показывает, что в распоряжении врачей есть эффективный инструмент — вакцинопрофилактика. Он способен защитить детей от большинства тяжелых инфекций, снизить сопротивляемость микроорганизмов антибиотикам, а в долгосрочной перспективе полностью победить некоторые инфекции, как это уже случилось с натуральной оспой.

Pfizer: Создавая вместе здоровый мир

Применяя инновации и используя глобальные ресурсы, Pfizer работает для улучшения здоровья и самочувствия людей на каждом этапе жизни. Мы стремимся устанавливать высокие стандарты качества и безопасности проводимых исследований, разработки и производства лекарств. Портфель продуктов компании включает лекарственные препараты, в том числе вакцины, а также хорошо известные во всем мире витамины и другую продукцию, способствующую поддержанию здоровья.

Ежедневно сотрудники Pfizer работают в развитых и развивающихся странах над улучшением профилактики и лечения наиболее серьезных заболеваний современности. Следуя своим обязательствам как ведущей биофармацевтической компании мира, Pfizer сотрудничает со специалистами здравоохранения, государственными органами и местными сообществами с целью обеспечения и расширения доступности надежной, качественной медицинской помощи по всему миру.

Вот уже более 160 лет Pfizer старается улучшить жизнь тех, кто рассчитывает на нас.


  1. ФСГС «Сведения о смертности детей в возрасте до 1года по причинам смерти в Российской Федерации за 2013-2017 гг.» http://www.gks.ru/free_doc/2017/demo/edn12-17.htm
  2. ФСГС «Сведения о смертности детей в возрасте до 1года по причинам смерти в Российской Федерации за 2013-2017 гг.» http://www.gks.ru/free_doc/2017/demo/edn12-17.htm
  3. Moore MR, et al. Lancet Infect Dis. 2015;15:301-309