Психолог фонда «Гольфстрим» рассказала о работе с психотравмой и ПТСР

Психолог фонда «Гольфстрим» рассказала о работе с психотравмой и ПТСР

18.10.2022
Пресс-релизы Исследования и открытия

Психолог БФ «Гольфстрим», старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», психолог ОРО МОО «Равные возможности» Ольга Цунина провела методический семинар по теме «Травматический стресс: специфика и алгоритм преодоления».

В рамках семинара психолог рассмотрела явление психотравмы, возможные реакции на неё, обозначила инструменты для диагностики ПТСР и специфику организации работы с посттравматическим стрессовым расстройством, а также представила алгоритм и технологии работы психолога с психотравмой.

«Работа с ПТСР приближена к психотерапевтической, поэтому если психолог начинающий или неопытный, то ему нужно понимать степень ответственности, и помнить про главный принцип – не навреди. Если специалист не владеет технологиями, не может оценить ситуацию и актуальное состояние клиента, то возникает риск причинить вред» – отметила Ольга Валерьевна.

Травматический стресс является общей формой стрессовой реакции, когда стрессовая ситуация превышает физические, психологические, адаптационные возможности человека, и начинает разрушать как профессиональную деятельность, так и базовые виды деятельности, например, общение.

Любая реакция человека на стресс будет считаться нормальной, потому что ненормально – само событие. Травматический стресс – это всегда переживание, вызванное взаимодействием человека и окружающего мира, это переживание отражает насколько человек смог справиться, среагировать, быть и жить, как раньше, или наоборот изменить своё поведение в новых условиях.

Травматический стресс связан с травмой, однако далеко не каждое событие можно назвать травмой.

Психолог фонда выделила четыре признака, которые указывают, что случившееся событие является травматичным:

  1. Осознание – такое событие осознаётся. Человек может проговорить, он знает, что с ним произошло и из-за чего ухудшилось его состояние. Стоит отметить, что одно и тоже событие может по-разному повлиять на разных людей. Например, у взрослых чаще отмечается первичная травма, а у детей – вторичная, то есть они начинают переживать, когда переживают взрослые. Для психолога очень важно понимать, в каком контексте появляется это осознание.
  2. Травма всегда обусловлена внешними причинами – травмирующее событие происходит в социальном окружении. Здесь нужно чётко понимать, как мы, как взрослые, можем управлять этими социальными факторами – например, стоит ли проявлять яркие эмоциональные реакции, когда рядом с нами дети. Здесь взрослые являются той опорой, которая может помочь ребёнку справиться с этой тревожной ситуацией. Потому что если в рамках этого тревожного фона, значимый близкий взрослый станет этим внешним фактором, усиливающим травму, то у ребёнка никогда не найдётся ресурс справиться с этой ситуацией.
  3. Событие разрушает привычный образ жизни – у людей замедляются реакции, а их деятельность направлена только на удовлетворение базовых потребностей.
  4. Событие связано с проживаем интенсивной эмоциональной реакцией – оно вызывает у человека ощущение беспомощности, ужаса, бессилия что-либо делать или предпринимать. Человек не может ничего делать в какой-то период жизни, ему нужно реадаптироваться и пройти эту фазу. Реадаптация требует времени, и те, кто благополучно проходят, удовлетворяют базовые потребности и потребность в безопасности, выходят на следующий уровень и начинают нормально функционировать. Психолог точно заметит поведении и эмоциональные состоянии, даже если иногда это могут быть совершенно неочевидные эмоциональные реакции.

Ольга Валерьевна рассказала о факторах, которые влияют на восприятие травматического события:

  • Возраст – например, молодые люди обычно реагируют более остро, и дают более яркую вербальную реакцию, чем пожилые.
  • Количество времени на подготовку к событию – если у человека было время, чтобы подготовиться к событию, или он знал, что через какое-то количество времени это произойдёт, то это событие будет для него менее травматичным.
  • Размер ущерба – речь идёт об ущербе от травмирующего события по всем ресурсам: физическим, финансовым, нравственным, духовным, эмоциональным и т.д.
  • Свидетелем чего являлся человек – что он видел, была ли у него возможность предупредить это событие или повлиять на него ли у него. Например, многие люди фиксируются на проживании травмы, потому что они не смогли оказать помощь.

Если мы говорим о прогрессировании ПТСР, то на это будут влиять три группы факторов:

  • Факторы, которые предшествовали событию –образ жизни, уровень образования, социальный опыт и т.д.
  • Фактор события – свидетелем чего человек являлся, какой ущерб ему причинило событие, из-за чего возникло это событие, и как сам человек это объясняет.
  • Факторы после события – психологическое сопровождение, которое получил человек. Если кризисные психологи оперативно отработали, то клиент может достаточно быстро дойти до уровня реадаптции, принять ситуацию, продолжать функционировать и жить дальше.

«К сожалению, во многих регионах нет кризисных служб и некуда перенаправить клиента. Кризисное консультирование – сложная деятельность, но она очень стандартизирована. Все люди сопровождающих и помогающих профессий могут использовать эти стандарты и алгоритмы. Человек, который даёт такую поддержку и возможность эмоционального отреагирования и принятия чувств, тем самым оказывает своему клиенту небольшой терапевтический эффект»– отмечает Ольга Цунина.

Важной частью вебинара стало обсуждение психологических реакций на травму.

По словам психолога фонда, психологическая реакция на травму включает в себя три самостоятельные фазы. Это позволяет характеризовать реакцию на травму, как динамичный процесс. Стоит помнить, что фиксация на одной из стадий требует помощи психотерапевта и психиатра.

  1. Фаза психологического шока – проявляется в двух аспектах. В первом случае отмечается снижение активности, нарушается ориентировка человека в социальной среде, происходит дезорганизация деятельности, которая постепенно переходит на бытовую сферу. Человек начинается избегать социальных контактов и публичности. Во втором случае происходит отрицание произошедшего – это защитная реакция психики, и в норме она кратковременна. Реакция отрицания сопровождается учащенным сердцебиением, испариной, тремором, покраснением кожи, дрожью и т.д.
  2. Фаза проявления реакции – это период выраженных эмоциональных реакций на травмирующее событие, либо его последствие. На этой фазе у человека отмечается сильный страх, тревога, крик, плачь, чувство вины, обвинения, то есть эмоции, которые отличаются непосредственным проявлением и крайней интенсивностью. Постепенно этиэмоции сменяются реакцией критики и сомнениями в себе. Клиенты начинают переносить на себя эту ситуацию, пытаясь контролировать возможное развитие событий «а что было, бы если бы», здесь эта реакция может сопровождаться болезненным осознанием необратимости, того, что происходит, чувством бессилия, самобичевания и чувством «вины выжившего», которое иногда доходит до депрессии.
  3. Фаза нормативного реагирования/фиксация на травме и последующая хронизация постстрессового состояния – начинается либо процесс выздоровления и восстановления, принятия реальности, адаптации к новым обстоятельствам, либо происходит фиксация на травме, а ПТСР становится хроническим.

«Психологам, которые сами не переживали травмирующее событие, но работают с людьми, пережившими травму, необходимо помнить о том, что столкновение с такими событиями значительно влияет на человека и его психологическое состояние. Находясь в длительной работе с такими людьми, психолог может испытывать притупление чувства сострадания или, что более негативно, –вторичный психотравматический стресс» – объясняет Ольга Валерьевна.

Кроме того, психолог рассказала о фазах проживания травматического стресса:

1 Фаза – травматический стресс – длится по времени до двух суток после наступления критического события. Здесь помогают алгоритмы кризисной помощи: беседа, эмоциональное отреагирование и приёмы выведения из эмоционального шока.

2 Фаза – острое стрессовое расстройство – чаще всего длится в течение месяца после критического события. У человека, проживающего острое стрессовое расстройство, наблюдаются повторяющиеся непроизвольные тревожные воспоминания о событии, тревожные сны, проявление психологического дистресса, отрицательное настроение, хроническая неспособность испытывать позитивные эмоции; диссоциативные симптомы: искаженное чувство реальности, неспособность вспомнить важные аспекты психотравматического события; симптомы избегания: попытки избежать неприятные воспоминания, попытки избежать мысли, чувства– всего того, что может напомнить о том событии; нарушение сна, вспышки гнева, сверх бдительность, проблемы с концентрацией внимания, повышенная пугливость.

3 Фаза – посттравматическое стрессовое расстройство — наступает если человек не получил помощи при проживании предыдущей фазы. Проявляется спустя месяц после травмирующего события, а также если реакции сохраняются дольше одного месяца или возникают не менее чем через 6 месяцев после того, как это событие произошло. Проявляется в неспособности человека контролировать свои эмоции, в трудностях в нахождении здесь и сейчас, в невозможности увидеть себя дееспособным человеком, который умеет предотвращать ощущение беспомощности, регулировать чувства стыда, вины и одиночества. Также наблюдается неспособность поддерживать отношения с людьми и потеря смысла жизни.

4 Фаза – посттравматическое расстройство личности – может длиться на протяжении всей жизни чела.

«Дети могут несколько по-иному проявлять травматический стресс– комментирует Ольга Цунина, – у них идёт навязчивое повторение травматического стресса. Это могут быть повторяющиеся игры, в которых прослеживается тема либо аспект травмы. Психолог может играть с ребёнком на занятиях, выбирая тот материал для игры, через который детей могут проиграть травму – например, куклы или фигурки животных».

Также у детей могут отмечаться:

  • Сны, которые ребёнок может не понимать, но которые вызывают у него ужас. В таком случае психолог может использовать рисование, чтобы понять, что вызвало травму.
  • Нарушения в познавательной сфере: ухудшается концентрация внимания, скорость мыслительных реакций, успеваемость.
  • Тревожные мысли, особенно сложно для ребёнка говорить о будущем.

Компетентный специалист, выслушав историю клиента, никогда не будет её оспаривать! Он будет задавать наводящие вопросы, подтверждать всё, что говорить человек.

«ПТСР практически всегда вызывает нарушение функционирования памяти. Во время травмирующего события большое количество образов, звуков, запахов становятся для человека ассоциациями этого события в сознании. Эти ассоциации в свою очередь становятся рычагами, которые могут вызвать интенсивную реакцию. Человек может среагировать на запах, цвет, на предмет, на одежду, всё что угодно может выступать триггером. Поэтому, когда мы говорим о памяти, мы опираемся на образы-рычаги» — отметила психолог.

Чтобы помогать клиентам преодолевать травматический стресс, Ольга Валерьевна предложила общий алгоритм работы:

  1. Психообразование – здесь психолог и клиент вспоминают о том, что произошло. Этот этап нужен для того, чтобы снизить страх и тревогу, которые связаны с травмирующим событием. Важно говорить о травме в ПРОШЕДШЕМ времени, чтобы чётко выстроить границу – что было, и что есть сейчас.
    «Пока воспоминания не проработаны, они всегда будут связаны с той болью, страхом и тревогой, которые переживает человек» — отмечает психолог.
  2. Фиксация чувства безопасности – на этом этапе может помочь техника «Как добраться до безопасного места с помощью визуализации».
  3. Проверка связи с самим собой – здесь будут работать техники релаксации и дыхания.
    «Прежде чем работать с симптомами психотравмы, нужно убедиться, что человек понимает происхождение этих симптомов, а также стоит отследить актуальный уровень негативного стресса. В этом поможет шкала субъективных единиц дистресса. Чем выше итоговые показатели по шкале, тем выше потребность клиента в расслаблении, заземлении и передышке, а это значит, что всё-таки нужно уделить больше времени проработке второго и третьего этапа. Помните, в нестабильном эмоциональном состоянии, клиенту будет сложно описать то, что с ним произошло» – добавляет Ольга Валерьевна.
  4. Идентификация и описание того, что произошло – на этом этапе отлично работают ведение дневников, техники создания хронологии психотравмы и восстановление психотравмы через письменное изложение, которое помогает вспомнить травму во всех видах памяти: кинестетически, аудиально, визуально и т.д. Также можно использовать «технику DVD – когда человек как будто отматывает назад все ступени развития события, что помогает выйти на триггеры, запускающие травматическую ситуацию и напоминающие о том, что произошло в прошлом.
  5. Работа с избеганием –если постоянно находиться в позиции избегающего, то не получиться выйти на конструктивный уровень. Это нормально, что человек хочет избегать травмирующее переживание, но проработка этого момента поможет пойти дальше.
  6. Снижение возбудимости – с проработкой избегания проходит яркий эмоциональный всплеск, который характерен для клиентов переживающих психотравму. Если это переживание всё ещё очень актуально, то значит психолог недостаточно проработал 4 этап, поэтому стоит вернуться и снова проговаривать, и снижать накал эмоциональных реакций.
  7. Поиски смысла – на этом этапе психолог помогает клиенту сделать акцент на построении образа будущего, а также помогает убирать контекст негативного опыта – «даже если этот опыт был травматичным, он был для нас полезен, мы теперь знаем, как реагировать, какие возможны поведенческие реакции, чего нам не хватало, и как стоит себя обезопасить». Например, уникальный опыт может помочь другим людям.

Если это длительное стрессовое состояние в результате травматического события – то прежде всего нужно вывести человека из этого события или стрессогенного окружения.

Ольга Валерьевна поделилась общими рекомендациями как снизить травматичность – ограничить время использования и количество источников информации, не засыпать и просыпаться с новостями, принимать свои негативные чувства, осознавать свои слабые места и не стесняться обращаться за помощью, давать себе хотя бы минимальную физическую нагрузку, обязательно общаться с людьми, избегать тех, кто заражает тревогой, и, если ситуация становится слишком серьёзно – обратиться за помощью к специалисту.

В заключении Ольга Валерьевна объяснила, как разговаривать с детьми, которые переживают травматический стресс. Эти рекомендации будут полезны не только специалистам, но и родителям:

  • Ограничения влияния расстраивающих подробностей – например, стоит ограничить просмотр или чтение СМИ, транслирующих образы, которые могут напугать ребёнка.
  • Искренность – не пытайтесь притворно успокоить ребёнка, не обманывайте его, что это событие не происходило. Лучше бережно, объективно и доступно рассказать о случившемся, а также подтвердить реакцию ребёнка: «Да, это происходит, я вижу, что тебе страшно», тем самым делая подстройку, через которую ребёнок сможет в будущем обратиться за помощью. Утаивание информации скорее может заставить его чувствовать себя менее защищенно.
  • Отбор информации – в разговоре о случившемся, стоит опираться на то, что ребёнок видел и на то, что он слышал, чтобы отвечать на вопросы исходя из его опыта: «Я заметил, что у тебя работали новости, мне интересно, что ты думаешь по этому поводу?». Важно проговорить, что даже если у ребёнка пока нет вопросов, он всегда может обратиться и спросить, если они у него всё-таки появятся. Также можно рассказать и о своей реакции:«Я тоже это видела, и меня это расстраивает».
  • Учёт возраста и развития ребёнка – очень важно говорить на языке, понятном ребёнку. Информация должна соответствовать возрасту и развитию детей. Например, дошкольники не всегда понимают значение фразы «дедушка скончался». Если речь идёт о смерти, то говорить об этом должен близкий человек, которому ребёнок доверяет.
  • Систематичность – не нужно за одну беседу выдавать весь объем информации. Особенно это важно учитывать с маленькими детьми. Лучше рассказывать о случившемся, если ребёнок сам вернулся к разговору об этом.
  • Взрослый, как образец для подражания – взрослые должны показать, как вести себя, когда испытываешь то иное чувство. Стоит транслировать, что взрослые испытывают те же самые чувства, что и ребёнок, а также показывать, что это – нормально чувствовать и об этом говорить. Сильные эмоции можно выразить через спортивные игры, рассказывание историей или арт-терапию.
  • Физическая поддержка – в стрессовых ситуацияхобязательно должно присутствовать физическое утешение. Важно поддерживать прямой физический контакт (объятия, поцелуи) не менее 35 раз в день. Когда ребёнок маленький и находится в состоянии стресса, то успокаивающие объятия приносят гораздо больше пользы, чем успокаивающие слова.
  • Определение надёжного источника информации – в разговоре с подростками стоит проговорить о неточности информации в социальных сетях, а также рассказать детям о критериях, по котором нужно фильтровать информацию.
  • Обращение к специалисту – если вы видите, что симптомы травматического стресса или диагностика показала, что это проживание всё ещё актуально, то нужно обратиться к специалисту.