Сила стихов: как поэзия защищает мозг от старения

Сила стихов: как поэзия защищает мозг от старения

25.03.2025
Статьи и обзоры Факты

Пользу стихов раскрывает Вера Борисовна Никишина, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета, доктор психологических наук, профессор.

— Поэзия – это удивительное эволюционное приобретение человечества. Ценность ее не только в культурно-эстетическом содержании, но и в том, что это эффективный способ сохранения исторической памяти. Длительность хранения и передачи образно-смыслового содержания от поколения к поколению в такой форме очевидна и прослеживается на протяжении тысячелетий.

Кроме того, поэзия имеет персонифицированное значение с точки зрения включенности в формирование высших психических функций, и не только памяти. Существует несколько точек зрения на влияние поэзии на память.

Во-первых, стихотворение – это образное содержание, упакованное в темпо-ритмическую форму. Вспомните свое раннее детство, и вы легко воспроизведете несколько простых стихотворений. Самый элементарный пример – стихотворение про Таню, которая громко плачет. Большинство людей без труда продолжат это стихотворение, которое запечатлелось и сохранилось в раннем детстве. Возникает вопрос: зачем это содержание хранится десятилетиями, а то и всю жизнь? Это удивительная особенность ранней детской памяти – длительное время хранения.

Когда родители спрашивают, нужно ли учить детям стихотворения, ответ однозначен: да. Вреда от этого нет, за исключением случаев, когда способ обучения ребенка будет агрессивным и жестким. Чем больше будет «хранилище» в детском возрасте, тем доступнее его использование и его ресурсы будут во взрослом возрасте. Ребенок должен не только запоминать, но и воспроизводить – это два взаимосвязанных процесса памяти. Сохраненное содержание легко актуализируется и позволяет поддерживать активность свободного пути актуализации сохраненной информации в течение длительных лет жизни человека. По сути, поэзия – это чудесный "трек", связывающий кратковременную и долговременную системы нашей памяти.

Во взрослом возрасте поэтические формы, сохраненные на предшествующих этапах жизни, существуют в памяти. Если мы можем быстро актуализировать их, то есть вспомнить и воспроизвести, это один из признаков здорового функционирования систем памяти.

Для взрослого человека важно запоминать новые стихотворения, не полагаясь только на содержание, сохраненное в детстве. Принцип здесь прост: чем активнее мы используем функцию, тем лучше она работает. Поэтому установка «Используй или потеряешь» должна быть интегрирована каждым взрослым человеком в отношении своего психического здоровья, в части здорового функционирования.

Если вы, будучи взрослым, без дополнительного напряжения можете вспомнить в полном объеме 7-9 стихотворений, это хорошо. Если больше – это просто чудесно. Постановка задачи запоминать стихотворную форму и регулярно (хотя бы раз в месяц) ее актуализировать – отличный способ для профилактики нейродегенеративных изменений памяти.

Но есть и второй аспект значения поэзии, на который я бы хотела обратить внимание: их нужно не только учить, но и писать. Особенно это важно для детей, когда ребенок образовательной деятельности соединяет слово с образом и укладывает это в ритмическую форму.

Источник: Пироговский Университет