Генетики объяснили связь между грудным вскармливанием и умственным развитием

Генетики объяснили связь между грудным вскармливанием и умственным развитием

07.11.2007
Новости Педиатрия

Ученые из США и Великобритании обнаружили ген, обеспечивающий ускоренное развитие мозга младенца при вскармливании грудным молоком. Обладателями этого гена являются около 90 % детей. При его отсутствии грудное вскармливание не оказывает никакого влияния на умственные способности ребенка.
В исследовании, проведенном специалистами Университета Дюка (Северная Каролина) и Королевского колледжа Лондона, приняли участие более 3000 детей, появившихся на свет в Великобритании и Новой Зеландии в 1972-73 и 1994-95 гг.. Ученые учитывали не только наличие или отсутствие грудного вскармливания в первые месяцы жизни, но и генетические особенности участников. Как выяснилось, связь между грудным вскармливанием и уровнем умственного развития наблюдалась только у младенцев, обладавших одним из вариантов гена под названием FADS2.
Фермент, кодируемый FADS2, отвечает за метаболизм жирных кислот, содержащихся в материнском молоке и отсутствующих в его заменителях. В результате этого процесса образуются докозагексановая и арахидоновая кислоты, скапливающиеся в мозге ребенка в первые месяцы жизни. Задействованные в исследовании дети родились до открытия роли этих веществ в формировании ЦНС. В настоящее время производители молочных смесей добавляют их в свою продукцию.
«Правильная» копия FADS2 встречается приблизительно у 90% людей и отсутствует у 10%. При условии наличия этой копии показатель IQ детей, получавших материнское молоко, был выше в среднем на семь пунктов по сравнению с теми, кого кормили молочными смесями. Среди детей, у которых ген отсутствовал, такой связи не наблюдалось. По словам исследователей, при подсчете им удалось исключить влияние таких дополнительных факторов как особенности пренатального развития, социальное положение и доходы семьи, а также генетические особенности кормилицы. Отчет об исследовании опубликован в Proceedings of the National Academy of Sciences.