В РФ набирает обороты anti-age медицина
На российском рынке платной медицины в последнее время активно развивается новое направление - anti-age. К этому сегменту можно отнести как специализированные клиники по омоложению, так и косметику, призванную замедлить процессы старения.
Эксперты отмечают, что предложение услуг по омоложению развивается в среднем со скоростью рынка платной медицины – около 12% в год. Не быстрее растут и продажи anti-age косметики: по данным Euromonitor, в 2007г. (по отношению к 2006г.) рост этого сегмента составил 11%.
Предположительно, одной лишь косметики было продано на 62 млн долл. О суммарных же объемах рынка anti-age остается лишь догадываться. "Но сегодня, к сожалению, услуги anti-age недоступны массам, – отмечает в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" главврач института бинарного омоложения "Инбиом" Женера Саакян. – Исследования в клинике стоят от 9,5 до 100 тыс. руб.". Стоит отметить, что не дешевле бороться со старением, вооружившись кремами: баночка крема из "молодильных яблок" обойдется клиенту от 1 до 30 тыс. руб.
Тем не менее, участники рынка рассчитывают его потенциал, исходя из роста спроса. Например, аналитики ЭкспоМедиаГруппы "Старая крепость" подсчитали, что потенциальная аудитория anti-age в РФ – около 16 млн человек. Еще 8 млн уже покупают anti-age косметику, либо психологически готовы к покупке (30% представителей среднего класса в опросах жалуются на страх перед старостью). При затратах 500 долларов в год с носа "готового потребителя", потенциальный рынок весит около 4 млрд долларов – обрадовали инвесторов эксперты.
Правда, следует оговориться, что аналитики исходили из соцопросов, согласно которым к среднему классу отнесли себя 20% граждан, то есть около 30 млн человек, из которых взяли 60% – людей в возрасте 30-50 лет (целевую аудиторию anti-age) и получили число 16 млн. Хотя, по данным последних соцопросов ВЦИОМ, с уверенностью относят себя к среднему классу только 4% россиян. Но при таком раскладе аудитория anti-age сокращается до 3,48 млн человек и существенно сужается рынок.
Как бы то ни было, рынок anti-age уже неплохо представлен в России. Говоря о его сегментации, главный редактор журнала Life Time Алина Хараз выделяет клиники, предлагающие разного рода исследования, затем, по мнению эксперта, идут рука об руку такие сегменты, как косметика и пластическая хирургия, следом БАДы и замыкает шествие нутрикосметика. "На 30%, а то и 50% наше здоровье зависит от той генетики, которую мы получили. Мы проводим тестирование генов мультифакторных заболеваний, что отвечают за риски возникновения тех или иных состояний и заболеваний, – описывает концепцию клиник Ж.Саакян. – Посмотрев генетические особенности выработки и детоксикации свободных радикалов, мы можем дать человеку определенные рекомендации, чтобы оптимизировать эти процессы в организме".
По результатам обследования врачи разрабатывают индивидуальные программы антистарения: коррекция питания, физической активности. Предлагаются эстетические процедуры, рекомендуются нутриенты: минералы, витамины, гомеопатические компоненты. "Несмотря на то, что их принимают внутрь, они воздействуют на клетки кожи", – описывает эффект нутриентов косметолог Светлана Ковалева. Причем эксперты отмечают, что на рынке появляются также косметические средства, которые заменяют косметические процедуры. "Например, в домашних условиях за 5 минут можно сделать себе тот пилинг, который в косметическом кабинете займет несколько сеансов, – описывает радости использования этих средств С.Ковалева. – А по стоимости получится то же самое, что и в клинике".
Стоит оговориться, что вся дорогостоящая косметика класса люкс завозится из-за рубежа. Российские производители конкурируют в среднем и нижнем ценовых сегментах, но лидерство в стоимостном выражении – за мультинациональными компаниями: их совокупная доля, по данным ACNielsen, 75%. Причем через парфюмерные магазины и их сети реализуется 54% косметики в объемном выражении и 49% в стоимостном, 14 и 12% – через гипермаркеты, 11% и 28% – в аптеках, 12% и 7% – на открытых рынках.