Российская вакцина от СПИДа может быть готова через два года
Международные эксперты включили российскую вакцину в число наиболее перспективных для дальнейшей работы.
Осенью они рассчитывают начать вторую стадию испытаний, передает РИА Новости. При оптимистическом сценарии уже через два-три года вакцина может быть готова к применению, сообщил руководитель группы разработчиков вакцины, завотделом иммунобиологии СПИДа Института иммунологии Игорь Сидорович.
"Мы, наш институт, наша лаборатория, наш отдел уже закончили первую стадию клинических испытаний вакцины нашей и готовимся ко второй", - сказал Сидорович.
По его словам, первая стадия испытаний, в которой изучалась безопасность вакцины, завершилась два месяца назад, но много времени требует оформление документов.
"Сейчас мы должны приступать ко второй стадии. На первой фазе мы не были обязаны смотреть уровень иммунного ответа, сколько антител, - это задача второго этапа. (На второй стадии) мы должны посмотреть дозу, сколько держится иммунный ответ", - пояснил ученый.
Сидорович отметил, что испытания проводятся с привлечением добровольцев, а для них "очень маленькая мотивация".
"Ведь испытание же проводится не на инфицированных, а просто смотрят безопасность. Вот вам ввели и смотрят - безопасно или нет. А если опасно? Довольно трудно уговорить людей заниматься такими делами", - сказал ученый.
Он не смог назвать точные сроки начала второго этапа, поскольку пока еще не получено финансирование, но предположил, что вторая стадия начнется "поздней осенью".
"У нас есть другая проблема - мы должны подготовить большое количество самой вакцины, а это довольно дорогое производство", - сказал глава разработчиков вакцины.
Он сообщил, что вакцина не содержит вирусов. Это генно-инженерная вакцина, содержащая ключевые фрагменты вирусных белков, реакция организма на которые и формирует иммунитет.
"Мы в нашей лаборатории делаем генно-инженерный вариант. Действующее вещество - это вирусные белки, которые встроены в белок палочки Coli, не целиком, а некоторые актуальные с нашей точки зрения кусочки. Их палочка синтезирует, потом мы их выделяем из этой палочки и используем как основу для вакцины", - сказал ученый.
Если второй этап клинических испытаний пройдет благополучно, начнется третья стадия - проверка действенности вакцины в "боевых условиях". Вакцину будут получать представители групп риска, после чего будет проверяться, как это средство повлияло на заболеваемость СПИДом.
"Берется группа риска, рандомизируется (делится случайным образом) на две части, одну часть иммунизируют вот этой вакциной, другую часть иммунизируют плацебо (физиологически инертное вещество), и через какое-то время смотрят разницу, сколько там народу заразилось в этой группе, и во второй. И по этой разнице определяют, эффективна вакцина или нет", - сказал собеседник агентства.
По его словам, сейчас в мире предложено порядка 300 кандидатных вакцин, подобных российской. При этом международные эксперты включили российскую вакцину в число 30 наиболее перспективных для дальнейшей работы.
Сидорович сообщил, что вторая стадия клинических испытаний, которая начнется осенью, потребует около года, столько же времени потребует и третья стадия. Таким образом, "если быть очень смелым", через два-три года в России может появится своя вакцина, сказал он.
"Речь идет о международном проекте, который по масштабам не меньше, чем атомный проект в свое время был. Мы собираемся на всякие конференции, оцениваем друг друга, это не один человек делает, может быть, даже не одна страна. Если кто-то напорется на успех, неважно кто, то это будет успех для всего человечества", - считает собеседник агентства.
При этом он заявил, что борьба с распространением СПИДа не сводится к созданию вакцины - динамика заболеваемости в разных странах сильно отличается, а значит, многое зависит от политики государства.
Ученый привел пример Уганды, где он и его сотрудники в 1988 году испытывали одну из первых российских тест-систем по диагностике ВИЧ. По его словам, 20 лет назад 35% населения этой страны было инфицировано ВИЧ, в США число инфицированных достигло миллиона человек, а в России составляло около двух-трех дюжин.
Через 20 лет в Уганде доля инфицированных составляет 5% населения. В США количество инфицированных не изменилось, а в России составляет как минимум 500 тысяч человек, по некоторым данным - 1,5 миллиона человек.
"Люди, которые в этих странах ответственны за ВИЧ, имеют одинаковые возможности - вакцины ведь ни у кого нет. Но там где правильная проводится политика, там либо идет снижение процента, либо держат цифру. А где неправильно - там идет такой фантастический взлет. Значит, дело не только в вакцине. Надо все делать, и вакцину, и санитарные мероприятия, пропаганду", - считает Сидорович.