Под пытками правды не узнать
В то время как ЦРУ и Пентагон вовсю пиарят «продвинутые» методы допроса в виде пыток, позволяющие узнавать полезную для общества информацию, нейробиологи находят всё новые доказательства того, что «выпытанные» сведения могут быть очень далеки от реальности.
Согласно документам ЦРУ, которые были представлены в прошлом месяце, человек, хранящий некую информацию в долгой памяти, не выдаёт её при простом устном допросе, но стоит к нему применить «принудительные методы», рассказывает всё. Якобы в состоянии шока, стресса и усталости допрашиваемый дезориентирован, слабо контролирует свои мысли и потому не может утаивать секреты. Ирландские учёные, похоже, этот вывод опровергли.
В последнем номере журнала Trends in Cognitive Science опубликована статья «Пытая мозг», в которой её автор, нейробиолог Шейн О'Мара из Института нейробиологии Тринити колледжа в Дублине, отмечает: стресс в сочетании с болью влияет на управляющие функции мозга (в частности, планирование и формирование мыслей) так, что результат получается совсем не тем, который ожидают дознаватели. Мозг ведёт себя в точности до наоборот.
Чтобы добыть из памяти некую скрытую информацию, необходимо активировать несколько областей головного мозга, расположенных в его префронтальной коре и гиппокампе. Стресс же, вызванный пытками, приводит к выбросу гормона кортизола, который негативно влияет на работу как префронтальной коры головного мозга, так и гиппокампа.
Соответственно, способность человека обращаться к ресурсам памяти нарушается. Кроме того, при стрессе выделяются катехоламины (например, норадреналин), от которых зависит наша способность различать реальные и ложные воспоминания. Этот результат был получен в ходе исследований с участием военнослужащих, которых подвергали стрессу в виде недостатка еды и сна.
Таким образом, пишет О'Мара, информация, которую доносит мучитель до сознания допрашиваемого, во-первых, становится частью памяти последнего, особенно если речь идёт об очень давних событиях, и допрашиваемый вынужден повторять за дознавателем одни и те же утверждения.
Во-вторых, под действием кортизола на префронтальную кору головного мозга у допрашиваемого могут возникать фантазии или ложные воспоминания. Соответственно, под действием боли и стресса человек не только не говорит правду, но «ещё больше погружается в туман, в котором её сложно отличить от лжи».
Усомниться в возможности получить «достоверную» информацию путём пыток заставляет и то, что допрашиваемый наговорит что угодно по принципу: «пока говорю - не мучают».
Денис Жуйков