Как цвет может влиять на психологию людей?
Вопрос цветовой гармонии и ее влияния на психологическое состояние человека поднимался издавна. Еще Аристотель исал: «Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными». А медик В. Бехтерев прямо указывал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры».
Как я уже писал в предыдущей части, первый основательный научный труд о цвете появился в 1810 г. и принадлежал перу небезызвестного И.В. Гете. Надо сказать, автор «Фауста» считал его одним из величайших достижений своей жизни и небезосновательно. Именно он первым замкнул цветовой спектр в цветовой круг. Резко контрастные цвета, которые располагаются напротив друг друга (например, фиолетовый и желтый), он назвал дополнительными.
Гете также обратил внимание на одну известную особенность - если долго смотреть на какой-то цвет, а затем закрыть глаза - во тьме появится пятно противоположного - дополнительного - цвета. Так после рассматривания красного фонаря это пятно будет зеленого цвета.
Гете писал так: «...когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. ...В этом проявляется основное правило цветовой гармонии».
Пары цветов, которые располагаются на круге рядом и могут приниматься за оттенки друг друга, Гете назвал бесхарактерными (например, желтый и оранжевый, зеленый и синий). Как вы заметили в цветовом круге отсутствуют белый и черный. Эти бесцветные (о, парадоксы языка!) цвета принято называть ахроматическими и отделять от хроматических цветов спектра.
Ученые до сих пор спорят о механизме влияния цвета на психологию человека. Многие считают, что цвет может воздействовать на организм непосредственно через физиологию (Л. Орбели, С. Кравнова полагают доказанным воздействие цвета на вегетативную нервную систему).
Уже Гете считал красно-желтую гамму «возбуждающей, оживляющей», а сине-фиолетовую - «вызывающей печально-беспокойное настроение». Зеленому цвету было отведено промежуточное, как бы уравновешивающее, положение.
В 1911 г. Ф. Стефанеску-Гоанг решил проследить, какие физиологические изменения происходят в организме человека при разном цветовом освещении. Выяснилось, что пурпурный, красный, оранжевый и желтый цвета возбуждают нервную систему, вызывают учащение и усиление пульса и дыхания, активизацию мускульной системы (особенно красный). Зеленый, голубой, синий и фиолетовый действуют в противоположном «тормозящем» направлении - дыхание замедлялось, частота пульса становилась реже.
Известны также опыты невропатолога Ш. Фере, который изучал влияние цветового освещения на работоспособность (измерялись показания ручного динамометра). Ученый выяснил, что при кратковременной работе наиболее эффективно красное освещение, а при синем - производительность труда снижалась. При длительной же работе более благоприятным оказывалось «стабилизирующее» зеленое освещение.
Опыты Фере тотчас подверглись критике. Многие ученые указывали, что на работоспособность влияет не только и не столько спектр, сколько насыщенность света. Поэтому любое слишком насыщенное цветовое освещение утомляет.
Воздействие же самого цвета безусловно определяется, прежде всего, устоявшимися людскими ассоциациями, сформированными на основе личного опыта, культуры и природной среды.
Г. Фрилинг и К. Ауэр (авторы книги «Человек-цвет-пространство») недаром писали, что «все цветовые представления человека - отражение природных соотношений». Достаточно назвать первые ассоциации, вызываемые красным цветом - огонь, кровь, губы, - чтобы понять, почему он стал символом опасности, агрессивности и сексуальности. Недаром у разных народов (и даже разных социальных групп) цветовая символика и цветовые предпочтения порой сильно разнились.
К. Дегтярев в своей крайне познавательной статье «История цвета» отмечал поразительный факт «культурной дальтонии» древних греков, которые практически не выделяли зеленый и синий цвета, а цвет моря описывали, например, как «винный». В другой статье, я читал, что и древние японцы не считали море синим, как мы - для них оно было белого цвета. Впрочем, глядя на воду в стакане, это не кажется таким уж удивительным... Можно вспомнить и то, что в русском языке четко разделяют синий и голубой цвета, в то время, как в английском для этого диапазона обычно хватает одного словечка - blue.
Также ясно, что деревенский житель, вряд ли будет испытывать особое восхищение от зеленого цвета, и ему трудно понять, утомленных пустыней, арабов, превративших его в священный цвет мусульманства («зеленое знамя пророка»).
Тот же ассоциативно-психологический принцип заложен и в деление цветов на «теплые» и «холодные». Безусловно, в красно-оранжевой комнате человеку будет КАЗАТЬСЯ гораздо жарче, чем в сине-зеленой. Эксперименты показали, что, несмотря на объективно одинаковую температуру в таких комнатах, СУБЪЕКТИВНО ОЩУЩАЕТСЯ разница в 3-4 градуса. Красно-оранжевая гамма психологически влияет на организм, стимулируя кровообращение, а сине-зеленая - его «замедляет». По той же причине красный стул будет казаться человеку «теплее» синего.
И всё это следствие не какой-то «магической» силы цвета, сколько определенных ассоциаций - синева льда и воды, зелень прохлады леса против желто-солнечного тепла и красно-огненного жара.
Немаловажно также деление цветов на светлые и темные. Самый сильный контраст в данном случае - контраст между черным и белым, а у хроматических цветов - между фиолетовым и желтым. Конечно, характер цветов сильно зависит от их сочетания. Желтый квадрат на белом фоне будет выглядеть «теплее» и темнее, чем на черном.
Оптические иллюзии вообще играют определяющую роль в цветовом восприятии. Так, светлые теплые цвета (плюс белый) по характеру экстравертны, их импульс обращен наружу, они имеют тенденцию к «расширению». Темные холодные цвета (плюс черный) наоборот интровертны, направлены «вглубь». Так луч, проникающий сквозь щель, делает ее зрительно шире. К этому можно добавить, что красный цвет имеет свойство приближаться к зрителю, а синий - удаляться.
Кроме иллюзорного и ассоциативного есть и вполне объективное влияние цвета на сетчатку глаза и зрительный анализатор. Исследователи заметили, что адаптация глаза к желтому, зеленому и белому повышает работоспособность зрительного анализатора, а красный и синий ухудшают его. Для остроты зрения и скорости различения деталей наиболее благоприятен неяркий желтый фон, а наименее - ярко-красный.
После краткого общего обзора «цветовой психологии», пришло время перейти к более детальному - к тому символическому значению, которое обретали основные цвета в человеческой культуре. Но об этом в следующий раз.
Сергей Курий