России предложено убивать больных детей в зародыше
Несмотря на то, что, по словам Дмитрия Медведева, на протяжении последних четырех лет в России зафиксирована «устойчивая тенденция к росту рождаемости и снижению смертности», тем не менее в нашей стране «остаются регионы, где ситуация неблагополучная». Президент также отметил, что «в среднем по России младенческая и материнская смертность все еще зачастую в разы выше показателей ведущих стран мира».
Для того, чтобы преодолеть этот негативный тренд, Медведев требует «последовательно внедрять современные технологии выхаживания детей первого года жизни». Он, в частности, напомнил участникам совета, что «на повестке дня – дальнейшее развитие сети перинатальных центров», и предложил ответственным чиновникам доложить, как идет строительство новых и переоснащение уже существующих центров, а также отчитаться о причинах задержки в строительстве в отдельных регионах.
Вторым важным направлением государственной стратегии в демографической сфере, по мнению президента, должно стать особое внимание здоровому образу жизни детей и подростков, «в т. ч. профилактике алкоголизма и наркомании, развитию физкультуры и спорта, обеспечению здорового, полноценного питания», подчеркнул президент.
Наконец президент заметил, что органам власти субъектов Федерации необходимо активнее взаимодействовать с общественными и благотворительными организациями, оказывающими помощь семьям, женщинам и детям. В качестве положительного примера он привел работу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который «активно реализует программы помощи детям-сиротам, семьям с детьми-инвалидами, а также неблагополучным семьям, привлекая для этого регионы».
Своими соображениями по поводу президентских инициатив в демографической сфере в интервью KM.RU поделился священник, секретарь Совета по биоэтике при Московском патриархате Максим Обухов:
В целом это вполне здравые предложения. Другое дело, что ни пропаганда здорового образа жизни, ни работа с общественными организациями кардинально не изменят демографическую ситуацию. Не поможет даже создание сети перинатальных центров и некоторое снижение материнской и младенческой смертности. Нас ожидает неизбежный демографический провал, который произойдет где-то через 3 года, когда вступит в репродуктивный возраст поколение, родившееся в начале 1990-х годов. Последнее увеличение числа рождений было предопределено еще в 1980-е годы, когда имело место аналогичное повышение рождаемости. Пока я не вижу, каким образом можно повлиять на предстоящее драматическое ухудшение ситуации.
Конечно, хорошо, что нашим руководством озвучиваются некие намерения. Может быть, что-то даже и получится. Но только не получится полностью изменить наметившуюся тенденцию. Те гранты, которые государство распределяет между общественными организациями, на фоне общей проблемы бедности в России мало на что могут повлиять. Конечно, у нас нет такого голода, как в Эфиопии, зато есть нехватка важных компонентов питания. Больше половины детей, проживающих в мегаполисах, не имеют возможности летом поехать на курорт. Мы сейчас удивляемся, что на Кавказе взорвали газопровод, и люди здесь живут без газа, и при этом как-то забываем, что тысячи населенных пунктов на севере у нас вообще не газифицированы. И это в условиях экстремально холодного климата, что непосредственным образом влияет на демографическую ситуацию!
Кроме того, нужно говорить о необходимости закрытия подконтрольных иностранному влиянию структур по сокращению рождаемости. Или нужно хотя бы перестать финансировать центры планирования семьи, которые занимаются распространением контрацепции, а также прекратить государственное финансирование абортов. Кстати говоря, глава Минздравсоцразвития Голикова выступала на этом же заседании и предложила снижать аборты путем разъяснительной работы среди девочек-подростков. Она также напомнила, что в пилотном режиме уже работает проект по скринингу во время беременности, направленному на раннее выявление патологий плода.
На самом деле такой подход не работает. Скрининг – это способ борьбы с болезнью путем уничтожения больных. Никакой реальной помощи родители больных детей, как правило, не получают, и ходят побираться по благотворительным фондам, чтобы заплатить врачам за жизненно необходимую для родившегося ребенка операцию. Сейчас предлагается другой подход – провести т. н. перинатальный скрининг, выявить больных детей и убить их посредством аборта. И тем самым сэкономить бюджетные средства. Правда, министр говорит, что родителей, наоборот, будут убеждать сохранить ребенка, которому после рождения будет оказана необходимая высокотехнологичная медицинская помощь. На мой взгляд, это совсем не убедительно, потому что, как правило, убеждают сделать аборт. Причем результаты скрининга как метода исследования сами по себе носят вероятностный характер, т. е. здесь очень велик процент ошибок. Я часто сталкивался со случаями, когда после таких исследований давалась рекомендация убить ребенка, потому что лечить его якобы будет сложно. Но мать по религиозным соображениям отказывалась от аборта, который ее почти заставляли делать. После чего… рождался здоровый ребенок.
Кирилл Говоров