Бриджи и кюлоты

Бриджи и кюлоты

27.04.2010
Статьи и обзоры

Представим себе скачки на ипподроме. Ставки сделаны, почтенная публика волнуется, подносит к глазам бинокли и лорнеты. Кони сорвались с места, вздымая пыль. На каждом - элегантный жокей с хлыстом в руке и в коротеньких штанишках. Что это за предмет одежды? Неизменно на протяжении веков бриджи входят в состав амуниции для верховой езды. Прежде они делались из замши, сейчас чаще из искусственной замши или хлопка с добавлением синтетики. Бриджи являются частью формы игроков в американском футболе, бейсболе и некоторых других видах спорта.
Но, в основном, бриджи в наше время воспринимаются как разновидность женских брюк. С возвращением моды на высокие сапоги, бриджи получили небывалое распространение. Их можно увидеть как на деловой женщине в офисе, так и на юной спортсменке в фитнес клубе. Существуют даже необычные бриджи для похудения, их эффект основан на свойствах материала неопрена, который способствует сжиганию жиров и избавляет от целлюлита.
Впрочем, исторически бриджи, как и любые другие штаны, были, конечно, частью мужского костюма. Слово "бриджи" этимологически родственно слову "брюки", пришло в русский язык из английского, а в английский - из старофранцузского через староанглийский. Изначально обозначало "одежду для ног и туловища". Бриджи носили мужчины в Западной Европе в XVI-XVIII вв. Предшественники бридж - кюлоты - узкие короткие штаны, застёгивающиеся под коленами, иногда с карманами. Право на ношение кюлот имели только аристократы. Здесь уместно вспомнить Париж времён Великой Французской Революции. Революционно настроенные бедняки имели прозвище "санкюлоты" (от фр. выражения sans-culottes, sans - без, culottes - короткие штаны), то есть "голоштанники", в противопоставление знатным горожанам. Санкюлоты носили длинные штаны, представители высших сословий - короткие штаны с чулками. Их кюлоты, сшитые обычно из бархата, богато расшитые шёлком, украшались драгоценными эмалевыми, чеканными, скульптурными пуговицами. В большой моде были брелоки, прикреплённые к поясу кюлот плетёными шнурами. Уже в XVIII веке костюмы бедняков заимствовали фасоны из гардероба высшего света. Часто в одежде простых людей сочетались черты народного и аристократического костюма. Например, женщины высшего света носили платья, а бедные женщины - юбку и кофту, но форма этой юбки соответствовала моде того времени. Ремесленники носили одежду тёмных цветов, сшитую из недорогих тканей, однако в их костюм входили и камзол, и кафтан, и треуголка, и кюлоты.
Кюлоты как часть костюма для верховой езды ввёл в моду граф д'Артуа, впоследствии взошедший на трон Франции под именем Карла X (1757-1836). По легенде, четыре лакея помогали ему снимать и надевать штаны. Позже кюлоты стали распространены как предмет военного обмундирования. Офицеры Бородинского сражения щеголяли в белых кюлотах. Интересно, что пряжки делались так, чтобы была возможность беспрепятственно переставлять их с одной пары кюлот на другую. Кюлоты имели высокий пояс и откидной лацбант, заменяющий современную ширинку. В Российской Империи по повелению Петра I кюлоты носили как аристократы и военные, так и простые горожане. Купцы и мещане отчаянно протестовали против такой моды, предпочитая длинные штаны, заправленные в сапоги. Но Пётр I практиковал своеобразную форму демократии: всем разрешалось обсуждать его предложения, а решения принимал сам император, не слишком прислушиваясь к чужим мнениям.