Фармакологи углубились в средневековые трактаты по медицине

Фармакологи углубились в средневековые трактаты по медицине

27.07.2010
Новости Исследования и открытия

Средневековые монахи использовали множество вполне действенных препаратов. Немецкий историк медицины изучил средневековые манускрипты и нашел в них рецепты лекарств, которые и сегодня могут помочь больным. Исследованиями ученого заинтересовались фармакологические компании.
«Я обнаружил восхитительные рецепты. И некоторые из них действительно помогают от заболеваний, связанных с пищеварением или с простудой», — рассказал Йоханнес Майер (Johannes Mayer) из Института истории медицины в Вюрцбурге.

Состав средневековых лекарств
Майер в сотрудничестве с фармацевтами, врачами, биологами и другими исследователями пытался систематизировать познания монахов и монахинь в медицине, а также оценить эффективность средневековых лекарств. До того как в Европе появились первые университеты, все знания по медицине накапливались в основном в монастырях, так как только жители этих обителей могли читать и писать. В те времена не существовало больниц, но в большинстве монастырей всегда был по крайней мере один целитель и лазарет для больных.
Ученым потребовалось немало времени, чтобы досконально изучить древние рукописи и точно установить, какие именно растения, минералы и прочие ингредиенты упоминались в рецептах, в каких именно дозах они брались и как смешивались. Правда, зачем требовались такие смеси, порой непонятно. Например, для одного из лекарств нужно размочить тмин в уксусе, финики замариновать в красном вине, добавить сушеный имбирь и зеленый перец. Все ингредиенты следует растолочь пестиком в ступе и смешать с пекарной содой и медом до получения клейкой кашицы. Лекарство называется Diaspolis. «Мы пока понятия не имеем, что подразумевается под этим названием. Возможно, писец что-то перепутал, когда переписывал рецепт», — отметил Майер.
Майер обнаружил рецепт этого лекарства в «Lorsch pharmacopoeia» («Лоршская фармакопея»). Это старейшая из сохранившихся сегодня монастырских книг по медицине. Она была написана около 795 года в Имперском аббатстве в Лорше, которое расположено в юго-западной Германии недалеко от города Вормса.

Эффективные и бесполезные лекарства
Майеру и его коллегам удалось идентифицировать более 600 целебных растений, из которых 120 они уже изучили досконально. Исследовательский проект финансируется фармакологическими компаниями, которые надеются, что традиционные лекарства позволят им создать новые, современные средства, состоящие из натуральных компонентов.
Многие из обнаруженных рецептов вряд ли пригодятся современным фармакологам. Например, для лечения опухшей лодыжки «Lorsch pharmacopoeia» рекомендует смешать масло с землей и приложить к больному месту. Множество странных рецептов Майер обнаружил и в другой монастырской книге по медицине — «Macer floridus»: «Когда беременная женщина вдыхает через нос аромат увядающего цветка, это должно привести к выкидышу плода из чрева», — писал на латыни один из монахов. Здесь речь шла о диком аруме, или ароннике. Монах добавлял, что того же эффекта можно было добиться, «если вложить в матку толченый корень растения».

Ядовитые растения
Историки медицины не считают удивительным, что монахи давали советы по поводу абортов. «Католическая церковь жестко высказалась против абортов только в XIX веке», — объяснил Майер. В прошлом же отношение к абортам было не столь очевидным. Кроме того, члены религиозной общины с медицинскими навыками должны были знать, как удалить из матки мертвый плод. И второй метод вполне мог работать, так как аронник – довольно ядовитое растение. Однако подобное вмешательство было опасным для жизни самой женщины. «В Средние века ядовитые вещества использовались довольно часто. Монахи обычно знали о возможном риске и побочных эффектах, но чаще всего у них просто не было других, лучших средств», — отметил Майер.
Так, современным ученым известно, что осенний крокус может помочь от подагры, но несколько лишних миллиграммов лекарства приведут к смертельному исходу. Чтобы большие дозы яда не попали в кровь человека сразу, в Средние века маленькие частички опасного растения запекали в специальные булочки.
Многие древние рецепты кажутся на первый взгляд странными, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что они действительно могли помогать. Средневековые аптекари смазывали нарывы на ногах смесью из сырной плесени, мягкого козьего помета и меда. «Мы никогда не будем проводить клинические испытания такой мази, однако вполне вероятно, что это месиво имело антибиотические свойства», — рассказал Майер. Ученые также смогли доказать, что основа современного травничества восходит к монастырской медицине. Алоэ использовалось в Средние века как слабительное, укроп и тмин помогали при метеоризме, хмель служил снотворным.

Арабская медицина
Многое о медицине монахи узнали от арабов. Например, благодаря им они начали использовать семена смородины, которые помогали при кожных сыпях. «Сегодня нам известно, что в этих семенах содержится гамма-линоленовая кислота, эффективное противовоспалительное средство», — отметил Майер. Арабы также считали, что схожими свойствами обладала валерьяна. Это привело к тому, что в Европе начали использовать растения при лечении ран и легочных заболеваний. Однако здесь монахи ошиблись. По словам Майера, валерьяна, которая растет в современном Иране, действительно обладает противовоспалительными свойствами, а европейские растения – нет.
Исследователи продолжают изучать средневековые рукописи. Кто знает, возможно, в будущем их работа принесет нам новые эффективные лекарства.

Юлия Минеева