Эффективность работы и перспективы развития диагностических служб регионов России обсудили на пресс-завтраке ассоциации IMEDA

Эффективность работы и перспективы развития диагностических служб регионов России обсудили на пресс-завтраке ассоциации IMEDA

23.07.2014
Пресс-релизы

22 июля 2014 года в Москве состоялся тематический пресс-завтрак Ассоциации IMEDA на тему «Современная диагностика и (не) здоровье россиян». Мероприятие было приурочено к выпуску Статистического отчета Ассоциации, включающего данные об оснащенности и эффективности работы диагностических служб регионов РФ. Модератором мероприятия стала Исполнительный директор IMEDA Александра Третьякова, а ключевыми спикерами - отраслевой эксперт, д.м.н. М.Л.Свещинский, главный врач ОГАУЗ «Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр» (ИДЦ) И.В. Ушаков и генеральный директор компании BD (Бектон, Дикинсон энд Компани) в России и СНГ Е.М.Чиркова.

22 июля 2014 года Ассоциация международных производителей медицинских изделий IMEDA провела тематический пресс-завтрак под названием «Современная диагностика и (не)здоровье россиян. Презентация Аналитического отчета IMEDA». Поводом к проведению мероприятия стал выпуск Статистического отчета «Об оснащенности и эффективности работы диагностических служб медицинских организаций регионов РФ», подготовленного Ассоциацией IMEDA совместно с отраслевым экспертом (консалтинговая группа «Эвентус»), доктором медицинских наук Михаилом Львовичем Свещинским. Специально для пресс-завтрака IMEDA подготовила аналитику, отражающую основные тенденции развития диагностических служб в регионах страны за последние 5 лет; эту информацию представил сам автор, М.Л.Свещинский, а приглашенными спикерами на мероприятии стали главный врач «Иркутского диагностического центра» И.В.Ушаков и генеральный директор компании BD (Бектон, Дикинсон энд Компани) в России и СНГ Елена Чиркова. Модератором выступила Исполнительный директор Ассоциации IMEDA Александра Третьякова.

В отчет IMEDA объединены данные официальной статистики Минздрава РФ по ресурсной обеспеченности и оснащенности региональных диагностических служб за последние 5 лет (2009 – 2013); авторы проанализировали эти цифры на предмет того, насколько быстро и насколько эффективно развивается диагностическая служба в стране; является ли установка современного оборудования единственно важным фактором улучшения качества услуг; какое место занимает Россия в мировых рейтингах эффективности диагностических служб.

Во время пресс-завтрака IMEDA

Эффективность работы и перспективы развития диагностических служб регионов России обсудили на пресс-завтраке ассоциации IMEDA

спикеры попробовали найти ответы на важные вопросы:

  • на каком уровне развития диагностических служб находится РФ?
  • как меняется ресурсное обеспечение в государственной системе здравоохранения в регионах страны?
  • сколько людей получают различные виды диагностических услуг?
  • насколько разнится эффективность работы диагностических служб в регионах?
  • как изменяются и изменяются ли показатели во времени?

И самое главное:

  • какие конкретно изменения необходимо внедрить в диагностической службе страны для повышения эффективности ее работы?

Соавтор Отчета IMEDA Михаил Львович Свещинский во время своего выступления отметил: «Последние модернизационные проекты осуществлялись из абсолютно приоритетных соображений – повышение качества и доступности медицинской помощи. Важным и правильным был выбор диагностики в качестве базового приоритета развития здравоохранения, поскольку именно диагностика определяет в конкретной ситуации выбор стратегии лечения и является способом оценки необходимых для этого ресурсов (где лечить, как лечить, какими способами и пр).

По итогам программ модернизации мы зачастую видим либо низкую загрузку оборудования, либо неполное использование возможностей современных технологий. Это нужно и можно исправлять: за счет глубокого и постоянного образования специалистов, за счет профессиональных и независимых аудитов, открытой публикации данных о состоянии здравоохранения и отдельных его служб, за счет открытых обсуждений в профессиональных кругах результатов реализованных проектов и целей предстоящих изменений.

Необходим резкий рост качества подготовки медицинского менеджмента. В стране немало отдельных примеров отличного использования возможностей диагностики как в частном бизнесе, так и в государственных учреждениях. Этот эффект во многом обусловлен вдумчивым подходом к внедрению новаций (бизнес-планирование), собственным широким образованием руководителей и применением ими современных технологий управления, направленных на существенный рост эффективности и качества».

Игорь Васильевич Ушаков, Главный врач «Иркутского диагностического центра», одного из передовых лечебных учреждений России по эффективности использования ресурсов и результатам работы, поделился основными, по его мнению, составляющими успешного построения работы диагностической службы и рассказал, как в его медицинской организации удается достичь таких впечатляющих результатов, как, например:

  • доля рабочего времени врача, затраченного на взаимодействие непосредственно с пациентом – 95% (против средних 60% по стране);
  • срок ожидания гистологического заключения – 1 день (против 8 дней в среднем по стране);
  • выявление онкопатологии желудочно-кишечного тракта на 0 и 1 стадии – 35% (против 7% в среднем по стране);
  • время ожидания пациентами исследований, консультаций, лечебно-диагностических манипуляций внутри ЛПУ – 15 минут (против 70 минут в среднем по стране).

Игорь Васильевич Ушаков утверждает, что эффективность работы диагностической службы напрямую зависит от эффективности управления ею: «Без качественного менеджмента невозможно качественное оказание медицинской помощи».

Точкой зрения индустрии во время мероприятия поделилась Елена Чиркова, Генеральный директор компании BD (Бектон, Дикинсон энд Компани) в России и СНГ: «Современное здравоохранение характеризуется повышенным вниманием к ранней диагностике и скринингу, а лабораторные службы располагают разнообразным высокотехнологичным оборудованием. Однако, для эффективности выявления заболеваний на ранних стадиях, а порой и предрасположенности к заболеванию, важно учитывать не только наличие передовых диагностических систем, но и рациональность их использования: необходимо специальное обучение персонала работе с таким оборудованием, а также своевременное техническое обслуживание специализированными компаниями. От точности и скорости выявления того или иного заболевания зависит здоровье пациента: врач сможет в короткий срок назначить лечение и, как следствие, снизить риск госпитализации и инвалидизации, а государство сможет избежать дополнительных затрат на проведение повторных анализов, лечение пациента, социальные выплаты, а также снижения уровня трудоспособности населения».

Модератор мероприятия, Исполнительный директор Ассоциации IMEDA Александра Третьякова подытожила мысли коллег: «Сегодня мы с вами на практическом примере Игоря Васильевича Ушакова убедились, что построить качественную работу диагностической службы у нас в стране действительно возможно; необходимо учитывать этот опыт, использовать уже имеющуюся статистику, делать выводы и принимать соответствующие системные решения. Только качественное взаимодействие всех участников процесса: руководителей здравоохранения, главных врачей, клиницистов, страховых компаний и индустрии – в сочетании с грамотным менеджментом способно дать результат. Мы совместно с Михаилом Львовичем Свещинским проделали большую работу по подготовке Статистического отчета об оснащенности и эффективности диагностических служб регионов РФ. Формат отчета позволяет проанализировать ситуацию по всем регионам, выстроить необходимые рейтинги и сделать выводы об актуальной оснащенности и потенциале развития ключевых диагностических технологий как для бизнеса, так и для отраслевых экспертов. Поскольку эти данные могут быть интересны не только индустрии и экспертам, но и пациентам, мы решили проанализировать их и сделать эту аналитику публичной. Наши выводы позволяют видеть изменения, произошедшие с диагностической службой России за последние 5 лет – и эти изменения позитивны. Однако важно помнить, что впереди очень много работы: необходимо обучить персонал работать с закупленным оборудованием и правильно распределить человеческие ресурсы; важно не забывать о своевременном сервисном обслуживании, которое позволит избежать простоев в работе медицинских изделий; и, конечно же, самое главное – вдумчивый подход к организации и управлению диагностической службой с учетом выводов, которые уже сделаны странами, являющимися лидерами по показателям эффективности системы здравоохранения».