Бизнес медицинских услуг в Новосибирске: ориентация на средний класс
В 2015 году рынок медицинских услуг столкнулся с новыми экономическими реалиями, изменившими его структуру. В первую очередь, изменения коснулись стоимости платных медицинских услуг, спроса в некоторых сегментах, а также участия частных клиник в программе ОМС. В рамках подготовки к VI Ежегодной практической конференции руководителей частной медицины «МЕДБИЗНЕС» (19 мая 2015 года в МВК «Новосибирск Экспоцентр») пресс-служба конференции узнала у практиков медицинского бизнеса о текущем состоянии рынка.
Как, по Вашему мнению, можно охарактеризовать современный сибирский рынок услуг частной медицины (динамика рынка, «жизнеспособные» игроки, темпы роста)?
Сергей Лубинец (директор ООО «КЛИНИКА ИНСАЙТ»): В настоящее время отмечается снижение обращаемости по многим направлениям. Особенно выражено в сегментах связанных с расходными импортными материалами (стоматология, косметология). Сохранят позиции и получат небольшой рост ориентированные в основном на средний (эконом) класс категории учреждений. Прирост за счёт перехода клиентов из премиум класса по опыту кризиса 2008 года. Жизнеспособными останутся многопрофильные клиники, ориентированные на эконом-класс. Специализированные клиники испытывают дефицит клиентов (на примере наркологических и психотерапевтических) направлений. Однако с достаточной долей уверенности можно говорить об отложенном спросе. При нормализации экономической ситуации, обращаемость вернется на прежний уровень.
Ирина Ибель (директор по развитию ООО «Клиника Мета»): К сожалению, о темпах роста в частной медицине говорить в наше время не приходится. Многие пациенты стали осваивать муниципальные учреждения. Экономить на своем здоровье не простительно, и многие привыкли к сервису и обслуживанию без очередей. Граждане как пользовались услугами частной медицины, так и будут пользоваться.
Игнат Горцев (заместитель директора группы компаний «Лео»): На современном рынке частной медицины в Сибири безусловно присутствуют жизнеспособные игроки. Правда, большая их часть – это федеральные или крупные региональные компании. Мелкий и средний бизнес не определяет здесь направлений развития. Темпы роста в целом на наш взгляд составляют 14-17%, что, безусловно, выше медицинской инфляции за предыдущий год, но ниже ожиданий. Клиники группы компаний «Лео» функционируют в системе ОМС с 2009 года. Внедрение этой системы повлияло на спрос услуг клиник. В настоящее время это полноценное направление, без которого функционировать частной клинике всё сложнее. При грамотной реализации она позволяет максимально задействовать ресурсы, повысить производительность, а также более успешно проводить «программы лояльности к клиентам».
Каково соотношение доли импортного оборудования к отечественному в Вашей клинике и почему? Изменился ли этот показатель в 2015 году?
Сергей Лубинец: Соотношение импортного оборудования к отечественному 50/50. Показатель изменится в пользу отечественного оборудования и расходных материалов.
Ирина Ибель: В нашей клинике нет отечественного оборудования.
Изменилась ли ценовая политика Вашей клиники? Как и по каким причинам?
Сергей Лубинец: Повышение цен произошло на часть услуг в пределах инфляционного роста 10-12%.
Ирина Ибель: Мы не подняли цены на наши услуги. На некоторые даже сделали ниже.
Игнат Горцев: По услугам с минимальным набором расходных материалов цены не изменились. В других случаях (когда стоимость «расходников» составляет существенную часть стоимости услуги) пришлось повысить цены на 15-20%. В целом среднее повышение по прейскурантам наших клиник составило 5-7%.
Как Вы могли бы сформулировать идеальную модель успешного бизнеса в отрасли частной медицины?
Сергей Лубинец: Идеальная модель успешного бизнеса – многопрофильная поликлиника, ориентированная на среднего клиента. Другой вариант – специализированная клиника, с полным циклом услуг (диагностики) и специалистов (в том числе смежных).
Ирина Ибель: Наша формула успешного бизнеса состоит из трех китов: а. Специалист, чьи рекомендации и лечение приводят к успешному выздоровлению; б. Приемлемая цена за услугу; в. Внимание и обратная связь с пациентом после выздоровления.
Александра Иващенко,
Пресс-служба МЕДБИЗНЕС-2015