DSM Group: доля «дешёвых» лекарств в списке ЖНВЛП снижается
По данным DSM Group, за 8 месяцев 2016 года объём продаж в аптеках препаратов списка ЖНВЛП составил 132 млрд. руб. в ценах закупки аптек (35% от продаж лекарственных препаратов в целом). В структуре ЖНВЛП заметно значительное снижение доли «дешевых» лекарственных препаратов стоимостью до 50 рублей в 2016 году.
В сравнении с аналогичным периодом в 2015 году за период январь-август 2016 года доля «дешёвых» лекарственных препаратов стоимостью до 50 рублей снизилась с 46,7% до 43,8% в стоимостном объёме. В упаковках данный показатель упал с 52,2% до 48,1%, а сегмент лекарственных препаратов категории «от 50 до 150 рублей» имел при этом значительный рост.
Структура распределения «дешёвых» ЖНВЛП по ATC-группам - наибольший объём продаж приходится на 5 групп: препараты для лечения заболеваний кожи (38%), противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты (24,3%), препараты для лечения заболеваний органов чувств (15,7%), препараты для лечения заболеваний костно-мышечной системы (12,5%), а также препараты, влияющие на кроветворение и кровь (10,6%).
Структура потребления ЖНВЛП по АТС-группам в стоимостном выражении за первые 8 месяцев 2016 г.
ATC-группа |
До 50 руб. |
50 - 150 руб. |
150 – 500 руб. |
Свыше 500 руб. |
~ Препараты без указания ATC-группы |
16,7% |
0,5% |
66,0% |
16,8% |
[A] Пищеварительный тракт и обмен веществ |
42,1% |
28,7% |
23,7% |
5,5% |
[B] Препараты, влияющие на кроветворение и кровь |
82,9% |
7,1% |
5,3% |
4,7% |
[C] Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы |
32,3% |
41,0% |
23,8% |
2,9% |
[D] Препараты для лечения заболеваний кожи |
87,3% |
8,6% |
3,9% |
0,2% |
[G] Препараты для лечения заболеваний урогенитальных органов и половые гормоны |
8,3% |
5,3% |
70,5% |
15,9% |
[H] Гормональные препараты для системного использования (исключая половые гормоны) |
15,7% |
46,8% |
33,4% |
4,1% |
[J] Противомикробные препараты системного использования |
48,9% |
15,6% |
30,5% |
5,0% |
[L] Противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы |
0,2% |
11,4% |
64,5% |
23,9% |
[M] Препараты для лечения костно-мышечной системы |
42,0% |
36,9% |
19,6% |
1,5% |
[N] Препараты для лечения заболеваний нервной системы |
67,6% |
13,5% |
13,7% |
5,2% |
[P] Противопаразитные препараты, инсектициды и репелленты |
50,2% |
48,0% |
0,9% |
0,9% |
[R] Препараты для лечения заболеваний респираторной системы |
27,0% |
53,7% |
17,1% |
2,3% |
[S] Препараты для лечения заболеваний органов чувств |
48,5% |
29,2% |
21,5% |
0,9% |
[V] Прочие препараты |
61,5% |
29,6% |
1,3% |
7,6% |
Максимальный перевес доли дешёвых лекарственных препаратов наблюдается среди препаратов для лечения заболеваний кожи: ЖНВЛП занимают 87,3% этого рынка. Наименее распространена продукция данного ценового сегмента среди противоопухолевых препаратов и иммуномодуляторов (0,24%).
«За последний год заметна динамика увеличения средней цены на ЖНВЛП. Средняя стоимость лекарственного препарата до 50 рублей в 2016 году увеличилась на 4%, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и составила 24,7 рубля в розничных ценах. Остальные же ценовые сегменты списка показали снижение этого показателя», - отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
В тройку наиболее востребованных дешёвых лекарственных препаратов вошли «Натрия хлорид» р-р д/инф 0.9% 200 мл №1 (4,3%), «Глицин» тб подъязыч 100 мг №50 (3,4%) и «Кеторол» тб п/о 10 мг №20 (2,9%). Их цена не превышает 30 рублей.
«Правительство РФ сделало заявление о том, что в ближайшем будущем планируется отказаться от регулирования цен на российские жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), стоимость которых не превышает 50 рублей. Также выдвигается предложение о поддержке фармацевтических компаний, которые производят данную продукцию, с помощью субсидий. Определённые действия здесь необходимы, т.к. в противном случае самые доступные лекарства просто вымываются с рынка, и аналоги обходятся покупателю намного дороже», - говорит эксперт фармацевтического рынка, директор DSM Group Сергей Шуляк.
Наиболее востребованные в стоимостном выражении ЖНВЛП в ценовой категории до 50 рублей за 8 месяцев 2016 года
Названия строк |
Доля в руб. |
Доля в упак. |
Средняя цена |
Натрия хлорид р-р д/инф 0.9% 200 мл №1 |
4,3% |
3,7% |
25,38 |
Глицин тб подъязыч 100 мг №50 |
3,4% |
3,0% |
23,87 |
Кеторол тб п/о 10 мг №20 |
2,9% |
1,9% |
29,87 |
Натрия хлорид р-р д/инф 0.9% 250 мл №1 |
2,7% |
2,2% |
26,37 |
Ксилен капли назал 1 мг/мл 10 мл №1 |
2,4% |
2,5% |
22,31 |
Цефтриаксон пор д/и 1 г №1 |
2,1% |
1,6% |
23,73 |
Риностоп капли назал 1 мг/мл 10 мл №1 |
1,7% |
1,7% |
23,53 |
Кетанов тб п/о 10 мг №20 |
1,5% |
0,7% |
47,05 |
Перекиси водород р-р местн и наруж 30 мг/мл 100 мл №1 |
1,4% |
3,5% |
8,63 |
Диклофенак р-р д/и 25 мг/мл 3 мл №5 |
1,4% |
0,8% |
30,86 |
DSM Group - маркетинговое агентство, специализированное на исследованиях фармацевтического рынка, проведении конференций и оказании рекламных услуг компаниям медицинской отрасли.
Исследования. DSM Group работает на всей территории Российской Федерации, а также стран СНГ и Грузии и осуществляет постоянный мониторинг всех секторов фармацевтики: импорта, дистрибуции, розничных продаж фармацевтических препаратов и нелекарственных товаров: лечебной косметики и парафармацевтики (биологически-активные добавки, диагностические приборы, средства личной гигиены, изделия медицинского назначения и т.д.). DSM Group предоставляет аналитические базы данных по фармацевтическим рынкам и реализует индивидуальные исследовательские проекты по заказу своих клиентов. Система управления качеством маркетинговых исследований DSM Group отвечает международным стандартам ISO 9001:2008. На данные агентства ссылаются ведущие общественно-политические издания страны, результатами исследований пользуются инвестиционные аналитики и крупные банки.
Реклама и полиграфия. DSM Group также предоставляет комплексный рекламный сервис специалистам фармацевтической отрасли: маркетинговое планирование, дизайн, разработка и поставка сувенирной и полиграфической продукции, организация и проведения мероприятий, акций, почтовая рассылка по адресной базе аптек России, индивидуальные проекты любого каналы маркетинговых коммуникаций.
Конференции. DSM Group организует и проводит форумы и конференции для профессионалов фармацевтического рынка в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России. Одиннадцать ключевых отраслевых мероприятий в сфере запланированы на 2016 год.